Материалы » Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека » Правила изображения фигуры человека. Пропорции и выразительные средства

Правила изображения фигуры человека. Пропорции и выразительные средства

Страница 1

Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека см. приложение 1, рис. 1.

В общем, канон для пропорций человеческой фигуры аналогичен аксиоме в геометрии. Он означает общепринятую норму человеческого тела, идеальный критерий дисциплины в искусстве. Но говорить об идеальном критерии для фигуры – это все равно, что оказаться перед нелегким выбором: укоротить фигуру или вытянуть ее по размеру независимо от ее индивидуальной выразительности. Нелепость такого выбора неизбежна: в общем, правильно, но в частности совершенно неверно.

Как было давно установлено и традиционно, и исторически, высота фигуры равна семикратной с половиной высоте головы. С тех пор как художники Греции около 24 столетий назад разработали пропорции фигуры, выросло и утвердилось ее первостепенное значение; оно основано на рациональном геометрическом принципе, соответствующем высшему идеалу абсолютной, универсальной истины. Идеальный человеческий образ и совершенное архитектурное сооружение были задуманы как обобщенные конструктивные системы: чистота и совершенство одной согласовывались с упорядоченностью и гармонией другой .

Конечно, художники Древнего Рима признавали исключительную долговечность эллинистической системы и, основываясь на расчетах греков, определили Римский канон пропорций. В обновленном искусстве и науках эпохи Ренессанса художники пятнадцатого столетия старались сохранить дух гуманизма в эллинистических традициях. В свете новых знаний Да Винчи и Дюрер пытались отыскать греческие каноны, а поскольку в эпоху Возрождения и зародилась современная наука, фигура, созданная греками, фактически сохранилась в искусстве по сей день без изменений. Как критерии идеальных человеческих пропорций ее высоты равна семикратной с половиной высоте головы.

Однако, хотя сохранение греческой традиции можно понять, особенности современной жизни заставляют серьезно усомниться в том, насколько приемлема эта старая система. В XV веке даже дотошный Дюрер оставил свои поиски, когда обнаружил, что идеальная фигура не соответствует его целям, а Микеланджело и позднее Эль Греко отказались от нее, до гигантских размеров увеличив и удлинив своих персонажей, чтобы выразить их человечность и религиозность. Мы живем в глубоко контрастном мире обозначений, относительности и скоростей, и новые требования искусстве более чем когда-либо противоречат прежнему изображению фигуры.

Если меняющиеся жизненные мерки столь быстро меняют и соотношения в искусстве, то, возможно, единственно надежным критерием в искусстве служит собственное суждение художника. Почему не позволить создателю искусства быть единственным судьей и толкователем его правил, в том числе и пропорций? Да потому, что и здесь, в суждении художника, перед нами такой же абсолют, как и в предыдущих, и прими мы его, ничем не сдерживаемые личные мнения тотчас стали бы принципом, противопоставленным коллективному опыту.

Истина где-то посередине. Всякая художественная фигура должна быть пропорциональной но, прежде всего на свой лад, а затем соответствовать эпохе, проблемам, стоящим перед художником. Другими словами, это не должно быть изображением полубогов или природных божеств, но воплощением современных чаяний, вдохновения и человеческой природы. Фигура должна быть неким среднестатистическим культуры, где от каждого есть какая-то часть. Далее, что касается проблем, стоящих перед художником, пропорция должна толковаться как этап в постижении искусства, а не как самоцель. Ее следует понимать как точку отсчета, по мере совершенствования художника она должна подсказывать новые смелые решения. Вот почему пропорция служит ученику, а не мастеру, как это было в Греции. То есть это – лишь подготовительный этап для творческой фантазии и существует как критерий здравого смысла для студента, учащегося изображать фигуру, а не как требование к мастеру.

Таким образом, сегодня пропорция фигуры для изучающего искусства должна стать подтверждением его художественности, сформировавшейся из восхищения, любви и энтузиазма людей как целого. Это может быть спортсмен, турист, отдыхающий. Она должна слагаться из пищи, витаминов, здоровья, а не материальные свойства должны заимствоваться из гигиены, физиологии и медицины. Фигура должна быть прочной, надежной, жизненной, короче – прототипом высших стандартов цивилизации ХХ века, а не греческой, римской или эпохи Возрождения. Потому и высота фигуры, которую предлагает сегодняшняя анатомия, измеряется стандартом в восемь и три четверти высоты головы. Таков физический идеал нашего времени см. приложение 1, рис. 2.

Если мы умножим эту пропорцию на высоту головы среднего человека, примерно в 23 см, высота этой фигуры будет равна примерно 200 см (естественно, не без отклонений, характерных для современной жизни). А вот для сравнения контраст с греческими критериями: если высоту фигуры в семь с половиной голов умножить на высоту головы, то идеальная фигура взрослого грека достигает высоты примерно 173 см, то есть ниже роста теперешнего, современного человека.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и ...

Технология проблемного обучения
Проблемное обучение не является совершенно новой педагогической технологией. Его применяли практически на протяжении всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие его творческого мышления. В последн ...

Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы VIII вида
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимаетс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru