Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений, навыков, осуществляется разностороннее развитие и воспитание его личности.
В определении понятия метода обучения технологии выделяются четыре характерных признака: деятельность учителя, деятельность учащихся, усвоение учащимися технологических знаний, умений, навыков и развитие и воспитание личности ученика.
Усвоение знаний, умений и навыков в обучении технологии имеет характерные особенности. Технические знания, которые усваивают ученики, обслуживают предметно-практическую деятельность людей и поэтому носят во многом практический характер. Следовательно, овладение ими носит практическую направленность .
Развитие личности ученика при изучении технологии также имеет свои особенности. Технологическая деятельность имеет универсальный характер. В ней проявляются практически все качества личности. Поэтому, в процессе обучения технологии осуществляется и физическое развитие (укрепление здоровья в физическом труде), и интеллектуальное (развитие технического мышления), и нравственное (формирование правильного отношения к труду).
Методы обучения технологии включают в себя отдельные элементы, называемые приемами обучения. Один и тот же прием может включаться в различные методы обучения.
В обучении технологии, в теории и на практике, распространена классификация методов обучения по источнику сообщения знаний учащихся. В соответствии с этой классификацией, методы делятся на три группы:
методы преподавания технологии, в которых источником сообщения знания является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления техникотехнологических знаний;
методы, где источником сообщения знания для учащихся является образ технического объекта, процесса или явления. Это - методы демонстрации;
методы, в которых источником сообщения знаний, умений и навыков для учащихся являются их практические действия. Эти методы так и называются - методы практической работы учащихся.
Первая группа методов (1) - методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний. В этой группе методов обучения технологии широко используются методы устного изложения знаний учителем, которые могут носить характер рассказа или объяснения, беседы и работы с учебником и учебно-технической литературой. Применение этих методов позволяет учителю систематически, в строгой логической последовательности излагать технические сведения, знакомить с устройством инструментов и приспособлений, с сущностью технологических операций и т.д. Живое слово учителя технологии оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует их практическую деятельность, будит техническую мысль, развивает воображение.
К этой группе методов относятся:
рассказ - повествовательное изложение описательного, фактического учебного материала, применяется в обучении технологии при сообщении учащимся сведений, не требующих раскрытия сущности отдельных технических явлений или процессов;
объяснение - такое изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых технических понятий и закономерностей, дается научное толкование технологических операций, конструкторских технических устройств и т.д. Объяснение обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся, диктовкой и т.д.;
беседа - это диалог между учителем и учащимися, посредством которого учащихся побуждают к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала. С помощью бесед решаются различные учебные задачи: углубление, закрепление, проверка знаний, систематизация и обобщение усвоенного материала, приобретение новых знаний. Эффективность беседы зависит от того, как будут сформулированы вопросы к ученикам;
работа с учебником или книгой. Главные функции этого метода: информационная, трансформация технических знаний в познавательные действия учащихся. Эти функции учебника (книги) дают основу для построения процесса изучения технологии.
Другая информация:
Особенности речевого развития детей раннего
возраста
Проблемой речевого развития детей раннего возраста занимались многие отечественные ученые: Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, М.М. Кольцова, П.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина, Л.С. Славина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская, Д.Б. Эльконин и др. Теория и методика развития речи д ...
Виды кукольных театров
Среди театров кукол различают три основных типа: I. Театр верховых кукол управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах такого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не срываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. В таких театрах используются перчаточные ...
Особенности развития лексических умений учащихся 7 класса
В данном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. В этом возрасте получают развитие устойчивый содержательный интерес ко всему интересному, значительному. Часто заметно стремление подростка знать что-то основательно, действовать, н ...