Материалы » Понятие функции в школьной программе по математике » Логико-историческая реконструкция понятия функции

Логико-историческая реконструкция понятия функции

Страница 4

Отметим, что в "Геометрии" Декарта, в работах Ферма, Ньютона и Лейбница понятие функции носило по существу интуитивный характер. Оно было связано либо с геометрическими, либо с механическими представлениями: ординаты точек кривых - функции от абсцисс (х); путь и скорость однозначно изменяются с течением времени, т.е. являются функциями от времени (t), что хорошо видно на графике зависимости. Такое представление позволило им разделять два вида кривых: первый – те, у которых абсцисса однозначно соответствует ординате, второй – кривые, где однозначного соответствия нет. Это представление было "интуитивным", явное понимание функции как однозначном соответствии появилось лишь в XIX веке.

Проследим дальнейшее развитие представлений о функции на примере некоторых определений, которые предлагали ученые XVII – XIX веков.

Определение понятия "функция"

Как термин в нашем смысле выражение "функция от х" стало употребляться Лейбницем и И.Бернулли начиная с 1698 г.: "Функцией переменной величины называют количество, образованное каким угодно способом из этой переменной величины и постоянных, т.е. аналитическим выражением" .

Так понимали функцию на протяжении почти всего XVIII в. Даламбер, Лагранж и другие видные математики. Под аналитическим выражением понималось алгебраическое равенство в виде конечной композиции элементарных функций, в том числе и бесконечные ряды. Что касается Эйлера, то он не всегда придерживался этого определения; в его работах понятие функции подвергалось дальнейшему развитию в соответствии с запросами математической науки. В некоторых своих произведениях Л. Эйлер придает более широкий смысл функции, понимая ее как кривую, начертанную "свободным влечением руки". В связи с таким взглядом Л. Эйлера на функцию между ним и его современниками возникла большая полемика вокруг вопроса о возможности аналитического выражения произвольной кривой и о том, какое из двух понятий (кривая или формула) следует считать более широким. Фактически этот вопрос можно переформулировать так: любую ли кривую можно описать аналитически?

Вопрос о возможности описания кривой некоторой формулой, привел к возникновению спора, связанного с исследованием колебаний струны. На основе определения Эйлера французский математик С.Ф. Лакруа в своем "Трактате по дифференциальному и интегральному исчислению", опубликованном в 1797 г., смог записать следующее: "Всякое количество, значение которого зависит от одного или многих других количеств, называется функцией этих последних независимо от того, известно или нет, какие операции нужно применить, чтобы перейти от них к первому".

Как видно из последнего определения, ученые XVIII в. понимали под функцией не только аналитическое выражение, как в первоначальном определении Эйлера, но и другие формы задания зависимости "одного количества от многих других количеств".

Таким образом, зарождалось понимание функции как отношения между аналитическим и графическим способами задания зависимости между переменными величинами.

Одним из нерешенных в XVIII в. вопросов, связанных с понятием функции, по поводу которого велась ожесточенная борьба мнений, был следующий: можно ли одну функцию (зависимость) задать несколькими аналитическими выражениями?

Большой вклад в решение спора Эйлера, Даламбера, Д. Бернулли и других ученых XVIII в. по поводу того, что следует понимать под функцией, в контексте задачи о решении волнового уравнения, внес французский математик Ж. Фурье (1768-1830), занимавшийся в основном математической физикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе
Для реализации путей развития творческих способностей педагоги должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературы наиболее ярко через метод тво ...

Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...

Факторы социальной среды, влияющие на развитие музыкального мышления детей
Принято считать, что музыкальное искусство родилось в результате многолетних наблюдений человека за звуками окружающей его среды. Звуки природы, животных, человеческого голоса, резонирующих предметов, в конце концов, привели к их систематизации и осмыслению в специальной музыкальной деятельности. « ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru