Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти (триместра), в старшей через полгода (или в конце триместра). Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителя класса – надо с помощью психолога и педагогов. Объединить эту деятельность должен классный руководитель{3}.
Основные направления воспитательной деятельности классного руководителя:
Психолого-педагогическая поддержка личности обучающихся, защита их прав и интересов;
Создание условий для физического, духовного, интеллектуального развития учащихся;
Организация воспитывающей и развивающей деятельности;
Организация и развитие ученического коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
Функции классного руководителя
Аналитическая функция (классный руководитель изучает и анализирует):
Индивидуальные особенности учащихся;
Состояние и условия семейного воспитания учащихся класса;
Уровень воспитанности личности учащегося и коллектива;
Особенности становления и формирования коллектива учащихся;
Ценностно-смысловую направленность осуществляемой деятельности.
Прогностическая функция классного руководителя:
Прогнозирует логику становления и развития коллектива учащихся;
Определяет перспективы жизни и деятельности учащихся, коллектива;
Проектирует модель воспитательной системы класса;
Организационно-координирующая функция:
Изучает особенности развития учащихся класса, их эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте;
Защищает права и свободы учащихся класса, несет ответственность за их жизнь и здоровье, безопасность во время учебных занятий и внеклассных мероприятий;
Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого учащегося в классе;
В соответствии с возрастными особенностями учащихся организует жизнедеятельность коллектива;
Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать ответственные решения;
Совместно с психологами, работающими в классе, учителями организует индивидуальную профилактическую работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации;
Контролирует посещаемость, дисциплину, успеваемость учащихся;
Организует самообслуживание учащихся (дежурство по классу, школе, питание, пользование школьным гардеробом);
Осуществляет помощь учащимся в учебной деятельности, координируя и взаимодействуя с учителями-предметниками, работающими в классе;
Организует взаимодействие с семьями учащихся, способствует созданию единого коллектива детей и родителей класса;
Организует работу малого педсовета по проблемам учащихся класса;
Взаимодействует с внешкольными воспитательными учреждениями в целях получения учащимися класса дополнительного образования;
Содействует профессиональному самоопределению учащихся;
Коммуникативная функция классного руководителя:
Другая информация:
Анализ результатов исследования связной речи детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В процессе обследовании связной речи на первом этапе эксперимента детям предлагалось выполнить три задания (составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине), после чего данные рассказы анализировались по следующим критериям: употребление простых предложений (распространённых ...
Основы медицинских знаний, гигиена и безопасность жизнедеятельности
Травмой называется анатомическое и функциональное нарушение тканей и органов, возникающее в результате действия факторов внешней среды. Воздействия могут быть механическими (удар, сдавливание, растяжение), физическими (тепло, холод, электричество), химическими (кислоты, щелочи), психическими (испуг ...
Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении
Исходные позиции в построении учебного предмета были выявлены в 40 – е годы. М.Н. Скаткин увидел роль межпредметных связей в обеспечении концентризма и системы знаний. Концентризм предполагает «более глубокое и всестороннее освещение фактов, опирающееся на знания, приобретаемые учащимися по данному ...