Материалы » Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет » Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте

Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте

Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу:

- Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Из этого следует, что воспитание и речевое развитие в раннем возрасте не могут выступать как обособленные, не зависимые друг от друга процессы, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка.

- Деятельностный принцип заключается в формировании речевых навыков и языковой способности в коммуникативной деятельности. Наиболее естественной формой коммуникации у детей раннего возраста является эмоционально окрашенный непринужденный диалог в совместной деятельности, в бытовых ситуациях.

- Принцип развития предполагает учет всего многообразия условий и закономерностей нормального развития, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее онтогенеза. При создании конкретных методических приемов учитывается последовательность появления видов, системных единиц и функций речи, а также ведущей деятельности в онтогенезе (принцип учета онтогенеза).

- Принцип системного подхода, обозначенный Р.Е. Левиной как принцип «системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходим для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного эффекта педагогического воздействия».

- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития предполагает педагогическое воздействие на психические функции, развивающиеся на основе сенсорной, интеллектуальной и эмоционально- волевой сфер, подготавливающие и влияющие на развитие речи. Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие стимулирует процессы компенсации нарушенных речеязыковых компонентов (Р.Е. Левина).

- Принцип природосообразности, то есть гармоничного учета психофизиологических предпосылок и социальных условий формирования речевой деятельности и следование естественным закономерностям овладения языком.

- Принцип комплексного воздействия подразумевает организацию логопедической помощи одновременно в нескольких взаимодействующих блоках. С одной стороны — интеграцию индивидуальных логопедических и фронтальных музыкально-логопедических занятий, их тесную взаимосвязь с общепедагогическим воздействием на фоне лечебно-профилактической медикаментозной помощи, а с другой — использование потенциала семьи, что в результате предполагает активное и всестороннее стимулирующее гармоничное воздействие на все компоненты речи и речевой деятельности.

- Принцип опоры на кинестетическую афферентацию предполагает использование элементов логопедического массажа, отраженно-сопряженной и активной артикуляционной и пальцевой гимнастики. В процессе коррекции тонких целенаправленных движений пальцев рук и координации артикуляторных движений учитывается, что «отсутствие обратной связи (афферентного потока импульсов) прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движениями речевых органов (эфферентный поток импульсов), а усиление обратной связи ускоряет и облегчает навыки формирования речи».

Учет указанных принципов позволяет целенаправленно и эффективно организовать процесс, разработать содержание и выбрать методы превентивного воздействия.

Другая информация:

Православные детские лагеря
Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой ...

Сущность увлечения античной литературой
Чем же, однако, увлекала классическая литература тогдашнее образованное общество? Произведения классической древности отражали то время, когда люди и жили, и развивались, и мыслили наиболее свободно, без гнета каких-либо признанных, властных авторитетов, какие особенно давали себя знать в средние в ...

Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области
Рынок образовательных услуг является достаточно открытым для проникновения конкурентов, с высоким уровнем дохода от основной (оказание образовательных услуг) и вспомогательной (консалтинговая, издательская и полиграфическая деятельность, сдача помещений в аренду, коммерческая деятельность и др.) де ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru