Тема урока: «Традиции русского гостеприимства»
Вид урока: интегрированный (технология, литература, история)
Тип урока: ролевая игра
Проводят урок: учитель технологии и учитель литературы
Цели:
1. Формирование знаний обучающихся о традициях русского гостеприимства.
2. Развитие творческих способностей и практических навыков при оформлении и сервировке русского чайного стола, а также при изготовлении скатертей, полотенец, салфеток, украшенных по мотивам Городецкой росписи.
3. Воспитание любви к родному краю, к богатому духовному наследию русского народного искусства; эстетического отношения к действительности и формированию художественного вкуса.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомить с историей происхождения чая и его появления в России; с традициями русского чаепития и чайным этикетом;
- закрепить знания о способах декоративной отделки скатертей, полотенец, салфеток по мотивам Городецкой росписи с использованием аппликации из ткани и вышивки тамбурным швом;
- формировать трудовую мотивацию и повышать творческую активность учащихся.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать грамотную и литературную речь обучающихся;
- развивать творческие способности;
- развивать мышление, память, логику, внимание; эмоции, любознательность, наблюдательность;
-развивать практические умения и навыки при выполнении аппликации из ткани и вышивки тамбурным швом.
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативу и творческую активность, терпение и аккуратность в процессе обучения.
4. Здоровьесберегающие:
-организовать физкультминутки;
-следить за освещённостью и микроклиматом помещения;
-вести контроль за осанкой учениц во время практической работы за партой.
Оборудование:
1. Эпиграф.
2. Выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства.
3. Иллюстрации.
4. Угощение для гостей: пряники, баранки, сахар, варенье и др.
5. Посуда для чайного стола: самовар, заварочный чайник, поднос, чайный сервиз т.д
6. Столовый набор: скатерть, полотенца, грелка для чайника.
7. Музыкальный центр, диски с записями русских народных песен.
8. Ноутбук.
Оборудование, инструменты и исходные материалы для выполнения практической работы: утюг, ножницы, иглы вышивальные, ткань для салфеток и скатертей, ткань для аппликации, нитки мулине, клеевая лента на бумажной основе, эскиз, калька, карандаш.
Ход урока:
Ведущая (учитель литературы):
Добрый день, дорогие друзья! Как вы себя чувствуете?
Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома всё хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью или горем, просто поговорить о том, о сём. Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая – чаепития. Мы поговорим о чае, его свойствах. Вы узнаете о чае много нового, интересного и полезного, вам это пригодится в вашей жизни. Наконец, вы покажете свои знания, которые получили на уроках технологии.
Традиции русского чаепития имеют давние корни. Каждая эпоха привносила что-то своё, менялись правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но всегда неизменным оставались заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостя хлебом-солью, вкусным чаем и добрым отношением к гостям. Гостеприимство всегда было чертой русского человека. Что же означает это слово? Я обратилась к словарям. Прежде всего, я взяла словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Читаю: «Это радушие в приеме и угощении посетителей, безвозмездный прием и угощение странников». А ученица в словаре русского языка Ожегова найдет определение слова «гостеприимный» (ученица читает). В других словарях я прочитала:
Другая информация:
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дл ...
Экспериментальное обоснование эффективности использования ролевых игр на
уроках английского языка как средство развития диалогической речи
Так как темой нашей дипломной работы является ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на уроках английского языка, то для того, чтобы выявить условия эффективного использования ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроке, необходимо провести исследование, ко ...
Значение общей и специальной физической подготовки
В настоящее время в подготовке баскетболистов все отчетливее выделяется самостоятельный раздел - легкоатлетическая подготовка. Практическую работу в ней рекомендуется строить исходя из игрового амплуа, психологических и индивидуальных особенностей баскетболиста. Планируя подготовку молодых баскетбо ...