Материалы » Изучение фразеологии в средних классах

Изучение фразеологии в средних классах

Фразеология и фразеологически связанные значения слов занимают особое место в формировании русской речи учащихся. В то же время правильное употребление в речи предусмотренных программой фразеологизмов связано с большими трудностями. Основные трудности в практическом усвоении фразеологизмов русского языка обусловливаются непониманием смысла фразеологизма, неправильным употреблением фразеологизма в предложении. Фразеологизмы выступают в качестве средства образного отражения мира, они вбирают в себя мифологические, религиозные, этические представления народов разных эпох и поколений. Именно поэтому роль фразеологизмов в нашей речи очень заметна. Уместно употребленные фразеологизмы оживляют и украшают как устную речь, так и литературно – художественные произведения. Наверно поэтому, проблема изучения фразеологии в средних классах является актуальной в настоящее время.

Цели исследования:

- выявить типичные и устойчивые ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка в связной речи;

- разработать методическую систему обучения русской фразеологии в средних классах и определить ее эффективность на уроках;

- разработать и внедрить в практику обучения фразеологии упражнения для средних классов в связи с прохождением программного материала.

Задачи исследования:

1. Изучить историю появления фразеологизмов;

2. Раскрыть понятия, особенности, функции фразеологии;

3. Сравнить употребление фразеологизмов в стилях речи;

4. Повторить теорию комплекса Бабайцевой В.В.;

5. Разработать упражнения для подготовки к единому государственному экзамену;

6. Подобрать формы работы с фразеологизмами.

Объект исследования: ошибки при изучении фразеологии в средних классах.

Предмет исследования: изучение фразеологии в средних классах.

При разработке данной проблемы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический: изучение лингвистической и методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез;

- эмпирический: наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации и продуктивной деятельности;

- методы эксперимента:

а) констатирующий – для выявления лексико-семантических ошибок в употреблении фразеологических единиц учащимися и определения их причин;

б) формирующий – для формирования у учащихся навыков употребления в речи фразеологических единиц русского языка;

в) контрольный – для определения эффективности разработанной методики обучения русской фразеологии.

Гипотеза исследования: “Изучение фразеологии в средних классах” направлена на устранение и выявление ошибок в связной речи у учащихся; включает упражнения для выявления ошибок при употреблении фразеологизмов в речи.

Научная новизна заключается в том, что:

- выявлены типичные и устойчивые ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка, определены их причины;

- разработана научно обоснованная система выявления и предупреждения речевых ошибок при употреблении фразеологизмов русского языка в связной речи учащимися;

- подготовлена научно обоснованная система обучения русской фразеологии в эффективность, которой определена по результатам опытно – экспериментального обучения;

- разработан и внедрен в практику обучения русскому языку фразеологический минимум для средних классов;

- составлена комплексная система упражнений и тестов по обогащению активной лексики на фразеологическом уровне.

Теоретическая значимость курсовой состоит в том, что результаты исследования могут быть введены в научный оборот при разработке проблем лексики и фразеологии русского языка, основ лингводидактики и методики обучения русскому языку.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при обучении русскому языку в средних классах, разработке факультативных занятий по фразеологии, спецкурсов и спецсеминаров для студентов, методических пособий для учителей русского языка.

Другая информация:

Подходы к определению правильного многогранника
После введения выпуклых многогранников изучаются их виды: призмы, пирамиды и их разновидности. Практически во всех учебниках они определяются одинаково. А при введении определения правильного многогранника авторы учебников расходятся во взглядах. Поэтому интересно рассмотреть различные подходы к оп ...

Методы обучения технологии
Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений, навыков, осуществляется разностороннее развитие и воспитание его личности. В определении понятия метода обучения те ...

Природа в музыке
В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отно ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru