Материалы » Изучение фразеологии в средних классах

Изучение фразеологии в средних классах

Фразеология и фразеологически связанные значения слов занимают особое место в формировании русской речи учащихся. В то же время правильное употребление в речи предусмотренных программой фразеологизмов связано с большими трудностями. Основные трудности в практическом усвоении фразеологизмов русского языка обусловливаются непониманием смысла фразеологизма, неправильным употреблением фразеологизма в предложении. Фразеологизмы выступают в качестве средства образного отражения мира, они вбирают в себя мифологические, религиозные, этические представления народов разных эпох и поколений. Именно поэтому роль фразеологизмов в нашей речи очень заметна. Уместно употребленные фразеологизмы оживляют и украшают как устную речь, так и литературно – художественные произведения. Наверно поэтому, проблема изучения фразеологии в средних классах является актуальной в настоящее время.

Цели исследования:

- выявить типичные и устойчивые ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка в связной речи;

- разработать методическую систему обучения русской фразеологии в средних классах и определить ее эффективность на уроках;

- разработать и внедрить в практику обучения фразеологии упражнения для средних классов в связи с прохождением программного материала.

Задачи исследования:

1. Изучить историю появления фразеологизмов;

2. Раскрыть понятия, особенности, функции фразеологии;

3. Сравнить употребление фразеологизмов в стилях речи;

4. Повторить теорию комплекса Бабайцевой В.В.;

5. Разработать упражнения для подготовки к единому государственному экзамену;

6. Подобрать формы работы с фразеологизмами.

Объект исследования: ошибки при изучении фразеологии в средних классах.

Предмет исследования: изучение фразеологии в средних классах.

При разработке данной проблемы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический: изучение лингвистической и методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез;

- эмпирический: наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации и продуктивной деятельности;

- методы эксперимента:

а) констатирующий – для выявления лексико-семантических ошибок в употреблении фразеологических единиц учащимися и определения их причин;

б) формирующий – для формирования у учащихся навыков употребления в речи фразеологических единиц русского языка;

в) контрольный – для определения эффективности разработанной методики обучения русской фразеологии.

Гипотеза исследования: “Изучение фразеологии в средних классах” направлена на устранение и выявление ошибок в связной речи у учащихся; включает упражнения для выявления ошибок при употреблении фразеологизмов в речи.

Научная новизна заключается в том, что:

- выявлены типичные и устойчивые ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка, определены их причины;

- разработана научно обоснованная система выявления и предупреждения речевых ошибок при употреблении фразеологизмов русского языка в связной речи учащимися;

- подготовлена научно обоснованная система обучения русской фразеологии в эффективность, которой определена по результатам опытно – экспериментального обучения;

- разработан и внедрен в практику обучения русскому языку фразеологический минимум для средних классов;

- составлена комплексная система упражнений и тестов по обогащению активной лексики на фразеологическом уровне.

Теоретическая значимость курсовой состоит в том, что результаты исследования могут быть введены в научный оборот при разработке проблем лексики и фразеологии русского языка, основ лингводидактики и методики обучения русскому языку.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при обучении русскому языку в средних классах, разработке факультативных занятий по фразеологии, спецкурсов и спецсеминаров для студентов, методических пособий для учителей русского языка.

Другая информация:

Какие вредные привычки преобладают у детей дошкольного возраста
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как ...

Анализ программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Б.М. Неменского
Прежде всего, мы выбрали эту программу, потому что в ней предоставлено большее количество часов, а именно в 6 классе для изучения этой темы посвящена полная (первая) четверть учебного года (8 часов). За этот период, можно непрерывно и не опираясь на остаточные знания ознакомить и научить детей виде ...

Основные характеристики классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru