Материалы » Изучение фразеологии в средних классах » Учебный комплекс упражнений Бабайцевой В.В. для средней общеобразовательной школы

Учебный комплекс упражнений Бабайцевой В.В. для средней общеобразовательной школы

По мнению С. И. Ожегова, комплекс – совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это совокупность упражнений направленных на формирование одной из составляющих языковедческой компетенции, т. е. обогащение словарного запаса учащихся средних классов.

Комплекс упражнений предназначен для организации работы на уроках русского языка, как в основной, так и в средней образовательной школе. Его цель – отобрать и систематизировать упражнения, на материале которого можно было бы организовать работу по обогащению словарного запаса через использование лингвистических, фразеологических словарей.

Словарь выполняет множество функций, значимых как для учащихся, так и для взрослых:

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- воспитание речевой и мыслительной деятельности;

- проверка ошибок в произношении и употреблении слов, словосочетании.

Упражнения включают содержание по разным разделам лингвистики: лексике, морфологии, словообразовании, этимологии, фразеологии.

В сборнике использованы стихотворные тексты русской классической литературы, в том числе и те, которые изучаются и в средней школе. При выполнении упражнений учащийся может использовать толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, фразеологический, этимологический, словообразовательный словари. Учитель, исходя из конкретных условий, может по своему усмотрению отобрать из данного сборника необходимый материал для работы на уроке, во внеклассное время, для индивидуальных занятий. Упражнения могут изучаться учащимися, как в устной форме, так и в письменной.

Раздел “Лексика и фразеология” в ЕГЭ употребляется в частях: А, В. Типичные формулировки заданий в ЕГЭ:

- укажите значение слова в предложении;

- укажите предложение, в котором употреблен фразеологизм;

- какое значение имеет фразеологизм.

Раздел “Лексика и фразеология” изучается в 7 классе в 3 четверти. Перед учащимися стоят задачи:

- знать основные лексические понятия;

- понятие о лексическом и грамматическом значении слова;

- уметь определять многозначные слова;

- знать определение фразеологизмов;

- знать то, что фразеологизм может быть синонимом слова;

- уметь находить фразеологизмы в речи и в словаре.

Раздел “Лексика и фразеология” в русском языке контактирует с такими разделами, как “Синтаксис”, “Пунктуация”, “Лексика”. Например фразеологические единицы могут выполнять функции различных частей речи: существительного (субстантивные): сирота казанская, собака на сене; глагола: бить баклуши, прожигать жизнь; прилагательного (адъюкативные): пьян в стельку; междометия: вот так-так; наречия (адвербиальные): спьяну, не покладая рук, очертя голову.

Фразеологизмы на письме не выделяются запятыми. Например: В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. Пусть разные там старички днем с огнем разыскивают варианты давно забытых легенд. С утра до вечера бьется мужик как рыба об лед. Крайние противники хотят сжечь мосты и разорвать всякую связь с минувшим. В предложении выступают в качестве одного члена предложения. Фразеологизм может быть как подлежащим, так и сказуемым, дополнением, определением или обстоятельством.

Большинство устойчивых выражений характеризуются однозначностью: они имеют лишь одно значение, их семантическая структура достаточно монолитна, неразложима: камень преткновения – препятствие; витать в облаках – предаваться бесплодным мечтам; на первый взгляд – по первому впечатлению.

Но есть фразеологизмы, обладающие несколькими значениями. Например, значение фразеологизма “мокрая курица” – 1) безвольный, бесхитростный человек, размазня; 2) человек, имеющий жалкий вид, подавленный; расстроенный чем – либо. “Валять дурака” – 1)ничего не делать; 2) вести себя несерьезно, дурачиться; 3) делать глупости.

Другая информация:

Цели посещения уроков администрацией школы
1. Цели обучения, связанные с обеспечением усвоения учащимися знаний, умений, навыков, способов различных видов деятельности, особенно - учебно-познавательной. Например, усвоение учащимися законов, свойств, признаков, понятий, особенностей и т.д. 2. Цели воспитания, связанные с процессом формирован ...

Проблема обучения выразительному чтению
Что такое поэзия и в чём её высокая миссия сегодня? На этот вопрос, пожалуй, не найдётся однозначного ответа. И всё же бесспорна, несомненна её насущная необходимость людям, которые тянутся «к стихам, как к травам от цинги» (А. Вознесенский), её особая познавательная и преобразующая роль в жизни в ...

Понятие об аудировании как виде речевой деятельности
Прежде всего определим понятие аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно американским психологом Брауном. В английском языке, правда, этот термин не употребляется. "Listening comprehension" («восприятие и понимание со слуха»), по мнению зарубежных методисто ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru