Материалы » Изучение фразеологии в средних классах » Появление фразеологизмов

Появление фразеологизмов

Страница 1

Фразеология – одно из самых ярких средств языка, “жемчужина русской речи”. Метафоричность, эмоциональность, оценочность фразеологизмов придают любому высказыванию необыкновенную выразительность.

Фразеологические единицы употребляются для более остроумного, меткого оформления мыслей в разговорной речи, а в художественных и публицистических текстах становятся экспрессивными средствами воплощения художественного образа. История и значения некоторых фразеологизмов для многих сегодня загадка. Версии о происхождении их зачастую считаются спорными. В ходе вековых употреблений значения выражений подвергаются переосмыслению или вовсе забываются.

Особенно незавидная участь постигла фразеологизм “положить зубы на полку”. Многие считают, что речь идет о съемных зубных протезах, которые аккуратно снимаются беззубым человеком и кладутся на полку. А кто – то считает, что это образное выражение обозначает, что человек складывает зубы на полку за ненадобностью, потому что нечего есть, от голода. Оказывается в старину “зубами” называли весь “сельхозинвентарь” крестьянина. Сюда входили грабли, вилы, косы, серпы. “Зубы” – это метонимия, т. е. это переносное название всех острых орудий труда сельского человека. Положить “зубы” на полку – означало “аккуратно разложить их в сарае, навести порядок”, или “быть рачительным хозяином”. “Положить зубы на полку” употреблялось еще в значении “неурожай”. “Зубы на полке” лежат без дела. Нечего убирать с полей. И, как следствие, появилось значение “голодать”.

Историю происхождения многих фразеологизмов связывают с известными именами. Так, фразеологизм “Бочка Диогена” традиционно и ошибочно понимается буквально: бочка – жилище Диогена. Известный философ был нищ и бездомен, и поэтому жил в бочке. Означает мудрое, философское отношение к жизни, суть которого – довольствоваться малым. На самом деле Диоген жил не в бочке, а в маленьком домике, который афиняне насмешливо прозвали “ифос” (бочка). Прозвали из зависти: Диоген был очень популярен, и к нему шли ученики их всех концов Греции.

“Развратная мессалина”, или “Мессалина”, - синоним безнравственной женщины. На самом деле – честнейшая из жен императора Клавдия Тиберия, была оболгана “благочестивой Агриппиной”, матерью Нерона. По навету в прелюбодеянии и в заговоре против мужа Мессалина была казнена.

Можно привести множество примеров выражений, в которых современное понимание противоречит исконному, историческому, - забылось первоначальное значение, но появилось новое.

Имена собственные зачастую являются “точечными цитатами”, или “прецедентными именами”, в них содержится свернутая, всем известная информация. Точечные цитаты – по Н.А. Николиной: имена литературных персонажей или мифологических героев, включенные в текст: Казанова (вечный любовник), Клеопатра (обольстительная царица), Отелло (доверчивый ревнивец). Точечная цитата – это свернутая до одного имени объемная информация, которую читатель знает и которая вызывает ассоциативные связи.

Существуют также фразеологизмы, происхождение которых связано не только с известными именами, но и с красивыми историями о человеческой мудрости в принятии сложных решений. К таким фразеологизмам относятся выражения: “колумбово яйцо” (“яйцо Колумба”) и “соломоново решение” (“соломонов суд”). Так, первое выражение связано с именем известного мореплавателя Колумба, открывшего Америку. Однажды Колумб на спор взялся поставить яйцо на столе, чего никто не мог сделать. Он расплющил кончик яйца, ударив его о крышку стола, и таким образом поставил его.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...

Разработка комплекса занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников
В апреле 2010 года с младшими школьниками из экспериментальной группы нами были проведены занятия по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Задачи: - оптимизация межличностных отношен ...

Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru