Материалы » Изучение фразеологии в средних классах » Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В

Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В

Страница 1

Изучение раздела “Фразеология” представляет для учащихся определенную сложность. Причинами являются:

1) низкая речевая культура учащихся;

2) бедный словарный запас;

3) явление фразеологии само по себе сложное;

4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч);

5) на изучение раздела отводится мало времени.

Чтобы усвоение фразеологизмов шло более эффективно, необходимы тренировочные упражнения следующих видов:

- нахождение фразеологических оборотов в тексте и словаре;

- выяснение лексического значения;

- отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний;

- подбор синонимов и антонимов;

- замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом;

- нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов;

- составление словосочетаний и предложений.

1. Приведите примеры фразеологизмов, в которых употреблены:

1) однокоренные слова;

2) различные формы одного слова.

Ответ: 1) хоть пруд пруди, тьма тьмущая, горе горевать и др.;

2. стенка на стенку, лицом к лицу, шаг за шагом, проще простого, сглазу на глаз, сводить концы с концами, камня на камне не оставить.

3. Закончите предложения фразеологизмами.

1) Близнецы были похожи как …(две капли воды).

2) Пишет неаккуратно и неразборчиво как…(курица лапой).

3) От волнения он был бледный, как…(полотно).

4) Этот район я знаю как…(свои пять пальцев).

5) Целый день он занят, кружится как …(белка в колесе).

3. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Трудиться в поту лица.

2) Положив руку на сердце тебе говорю.

3) Работать спустив рукава.

4) Согласиться скрипя сердцем.

5) Пришел неожиданно, как тать в ночи.

Ответы:

1) Трудиться в поте лица.

2) Положа руку на сердце тебе говорю

3) Работать спустя рукава.

4) Согласиться скрепя сердце.

5) Пришел неожиданно, как яко тать в нощи.

4. С какими глаголами употребляются фразеологизмы?

Верой и правдой; во все горло; между двух огней; до глубины души; бок о бок; до последней нитки; за бесценок; на отшибе; во всю прыть; на орехи.

Ответы: служить; орать, кричать, петь; быть, находиться, оказаться; поражать, волновать, потрясать; жить, работать, бороться; промокнуть; продать, купить; быть, находиться, располагаться; бежать, ехать, мчаться; досталось.

5. Объясните значение выражений.

Внести свою лепту – принять участие в каком-либо деле. Точить балясы – пустословить.

6. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом рука.

Взять себя в руки, рука об руку, из рук вон плохо, валиться из рук, дать руку на отсечение, как без рук, набить руку, рука не поднимается.

7. Приведите как можно больше фразеологических оборотов со словом сердце. И что общего в их значениях? Сердце болит, сердце изнывает, сердце горит, сердце екает, сердце радуется, сердце просит, сердце сжимается, с чистым сердцем, скрепя сердце, каменное сердце.

Ответ: Слово сердце в данных оборотах обозначает чувство, состояние, душевные качества человека.

8. В Библии описан древнееврейский обряд возложения грехов на животное, которое затем отпускали, изгоняли в пустыню. Какой фразеологизм отразил этот обряд?

Ответ: козел отпущения.

9. Замените фразеологизм одним словом. Например вести беседу – беседовать.

1) медвежий угол – захолустье;

2) у черта на куличках – далеко;

3) камень преткновения – затруднение;

4) как пить дать – наверняка;

5) куры не клюют – много;

6) кто в лес, кто по дрова – нестройно.

10. Выделите из данных фразеологических сочетаний нейтральные и эмоционально окрашенные. Составьте с эмоционально окрашенными фразеологизмами предложения.

Есть глазами, держать в курсе, в тесных отношениях скалить зубы, брать в свои руки, держать язык за зубами, брать на себя, кровь играет, брать пример, играть первую скрипку, брать слово, бросаться в глаза, изливать душу, метать громы и молнии, вести начало, вести себя, заглядывать вперед, на свежем воздухе, при первом взгляде, изо всех сил, колоть глаза, войти в историю, божья коровка, посадить в лужу, встать на дыбы, ни свет ни заря, вступить в силу, войти в доверие.

11. Объясните смысл и укажите сферу употребления следующих “крылатых слов и выражений”.

А Васька слушает да ест. А ларчик просто открывался. От радости в зобу дыхание сперло. Чтобы гусей не раздразнить. Рыльце в пуху. Услужливый дурак опаснее врага. А судьи кто? Умеренность и аккуратность. Народ безмолвствует. Наука нам сокращает опыт быстротекущей жизни. С корабля на бал. И дым Отечества нам сладок и приятен.

12. Выпишите устойчивые словосочетания, распределяя их по трем разрядам: 1) фразеологические сращения; 2) фразеологические сочетания; 3) фразеологические единства. К каждому фразеологизму подберите лексический синоним.

Стрекоза уж не поет; и кому же в ум пойдет на желудок петь голодный! Обойми меня мой друг сердечный. Митрофан, ты теперь от смерти на волоску. Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя. Я вне себя от радости. Письмецо-то мне пожалуй. Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. Могу перед целым светом по чистой совести сказать: ездил я ни по что, привез ничего…

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Методика изучения темы "Линейная функция"
Существенным преобразованием в содержании А.Г. Мордковича стало то, что линейная функция вводится как зависимость между переменными. Это позволило "приспособить" ситуации затруднения, предложенные Горбовым С.Ф., связанные с введением области определения и аспекта однозначности в понятие ф ...

Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением
Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагае ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru