Материалы » Социокультурные функции образования » Гуманистический подход

Гуманистический подход

Страница 1

Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с его гуманизацией и гуманитаризацией. Поэтому педагогический процесс нуждается в его осмыслении с философско-этических позиций, феноменальность которых основывается на выводе о том, что XX век вошел в историю человечества, с одной стороны, как век социальных преобразований, великих научно-технических открытий, утверждения науки как основы созидательной сферы человека. Но с другой стороны, в эту эпоху особо ярко проявились кризисные явления в политике и духовной жизни — рост агрессивного национализма, религиозного экстремизма, обезличивание человека.

Перестройка системы образования как одного из главных источников интеллектуального потенциала страны с позиций гуманизма неразрывно связана:

- с эволюцией социально-экономических и политических взаимодействий в стране и мире;

- необходимостью осознания антропогенного характера эпохи;

- возрастанием роли личностного начала в переориентации образовательных ценностей;

- усилением динамики интегративных тенденций в науке и культуре.

Современная образовательная модернизация, проходящая в условиях социальной реформы общества, требует формирования адекватной ей «параметрии» личности XXI в. Соответственно и перестройка системы образования должна проходить с позиций гуманизма, где основной составляющей является в том числе и гуманитаризация образования, т.е. возрождение духовно-нравственной культуры человечества, развитие активно-творческих возможностей человека, отказ от технократических тенденций, которые способствуют распаду образования на гуманитарную и техническую составляющие.

Гуманистический взгляд на человека был представлен нам еще в исторический период европейского Возрождения, который стал эпохой культа человека. При этом общественный идеал был связан с возвышением личности в ее физическом, нравственном и интеллектуальном совершенстве, что и выступало в качестве универсальной цели воспитания. Педагогическая практика свою задачу видела в формировании активной личности, преобразующей окружающую действительность. Поэтому в связи с меняющимися общественно-педагогическими ориентирами шел активный процесс переориентации системы образования, в основу которой были положены гуманистические принципы.

Современный этап гуманизации образования определяет главное направление педагогических поисков — область личностно-ориентированного обучения, признающего ценность каждого человека. В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, в том числе и гуманитарного, которое способствует формированию общекультурной компетентности учащихся, их мировоззренческой позиции. Специфическую роль в решении проблемы реформирования образования предстоит решить блоку гуманитарных наук, поскольку они служат философским основанием для становления мировоззрения и определяют умение проникнуть в сущность общественных отношений, экономических и духовных процессов, происходящих в обществе.

Поскольку посредством гуманитарных дисциплин предполагается осуществить поворот образования к формированию у подрастающего поколения целостной картины мира, то образовательный процесс претерпевает ряд изменений.

Во-первых, создается новое поколение учебников, которые способствуют развитию творческого гуманитарного мышления. Во-вторых, имеет место вариативность педагогических технологий, предполагающих учет индивидуальных особенностей при построении учебного процесса, дифференциацию при отборе образовательного содержания и ориентации на саморазвитие учащихся в процессе их сотворчества с преподавателем. В-третьих, происходит реорганизация собственно деятельности педагога на основе активного взаимодействия с детьми, реализации их субъектной позиции в процессе личностно-ориентированного обучения и т.д. В-четвертых, осуществляется изменение содержательного компонента образования (интеграция и целостность учебных дисциплин).

Страницы: 1 2

Другая информация:

Основные принципы андрагогики
Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, ...

Правила изображения фигуры человека. Пропорции и выразительные средства
Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении час ...

Классификация методов воспитания
Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или ин ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru