Материалы » Формирование умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой игры на уроках английского языка » Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Страница 4

Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.

Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

Обучение диалогической речи:

С использованием текста-образца

Работа с диалогом-образцом ориентирована на овладение обучаемыми образцовыми высказываниями на иностранном языке, тренировку коммуникативного взаимодействия общающихся, оперирование языковым материалом в др., выполнение различных трансформаций с текстом диалога, а так же формирование навыков и умений составления диалога по образцу (основная работа проводится с самим диалогом, который прорабатывается со всех сторон).

На основе пошагового составления диалога

Предполагает овладение обучаемыми тактикой построения диалога в соответствие с речевыми намерениями общающихся и с учетом складывающегося и развивающегося между ними взаимодействия, взаимосвязи и характера реплик побуждения и реплик реагирования. Также оно ориентировано на формирование навыков и умений конструирования диалога в разных ситуациях и с учетом характера коммуникативных партнеров и их межролевого взаимодействия (прорабатывается ситуации, адекватные к ней реплики, развивается умение выделять из них те, которые подходят ситуации).

Посредством создания ситуаций общения.

Обучение с помощью серии упражнений, предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуаций общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учетом конкретных условий общения, а так же с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия общающихся. Также предусматривается тренировка ситуативного употребления как разнообразного языкового материала, так и разных функциональных типов речевых высказываний и типов коммуникативного взаимодействия общающихся (основным умением, к которому стремится обучение, является умение составлять диалог на различные темы, с разным количеством и видами информации, а так же составление комплекса микро-диалогов на заданную тему).

Разновидности диалога

В отличие от монолога при обучении диалогу обычно выделяются всего две разновидности; свободные и стандартные (типовые).

Почему-то на вопрос о том, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, большинство людей называет свободные диалоги. Мне же представляется, что это не так. Давайте вспомним те социальные роли, которые нам в жизни приходится «играть» практически ежедневно. Все мы выступаем в роли родителей или детей, покупателей или продавцов, пассажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов. Думается, что та или иная роль достаточно жестко регламентирована типичной ситуацией общения и «вариации на тему» действительно возможны, но очень ограничены. С сожалением можно утверждать, что даже в роли детей и родителей мы чаще ведем стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Ты поел? Уроки сделал? Быстро мой руки/чисти зубы и садись обедать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/лежишь/на диване/играешь на компьютере/забыл купить хлеб?»

Что же такое свободные диалоги и бывают ли такие вообще? Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т. е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует, однако, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.

Пути обучения диалогу и используемые в их рамках опоры

При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.

Очевидно, что обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам. Как правило, оно проходит следующим образом.

Учитель:

1.Отрабатывает наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например «У врача», «Разговор по телефону» и т.д.).

2.Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню своих учащихся.

3.Отбирает или составляет диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т.д.

4.Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.

5.Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.

6. В случае необходимости комментирует социо-культурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.

7.Читает диалог или проигрывает запись диалога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы VIII вида
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимаетс ...

ИТО в развитии творческого мышления
Виды творчества весьма различны по своей природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л.С. Выготскому, определявшему «творчество социальных отношений», т.е. «творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке», можно выделить коммуникативное и ...

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников
Эксперимент проводился в условиях музыкальной школы с разными составами групп по два раза. В ходе эксперимента применялись следующие педагогические приемы, позволяющие поддерживать интерес детей к данной деятельности: комбинации с индивидуальным и ансамблевым пением при освоении понятий солист, дуэ ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru