Материалы » Формирование умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой игры на уроках английского языка » Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Страница 5

8.Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.

9.Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

10.Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.

11.Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачей, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.

12.Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.

13.Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.

14.Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.

Ученики:

1.Знакомятся:

—с новыми словами, речевыми моделями и клише;

—с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.

2.Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.

3.Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т.д.

4.Учатся быстро реагировать на определенные реплики.

5.Учатся быстро реагировать на определенные реплики.

6.Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.

7.Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя.

Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить:

•сами тексты диалогов-моделей;

•содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;

•описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;

•картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука;

Обучение диалогу путем «снизу вверх» предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца.

Здесь может быть несколько вариантов:

1)учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приведенным образцом;

2)уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;

3)предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.

Следует отметить, что речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно, даже без диалога-опоры речь идет о совершенствовании диалогических навыков и умений.

Что же необходимо совершенствовать в данном случае? Определим лишь, некоторые из базовых речевых умений:

1)умение задавать вопросы; разных типов;

2)логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;

3)использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;

4)употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;

5)пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т. д.

Как показывает практика, наиболее трудным в данной связи представляется обучение технике использования вопросов. И дело не только в том, что учащиеся не могут запомнить особенности порядка слов или адекватного употребления вспомогательных глаголов, хотя эти проблемы можно считать актуальными вплоть до продвинутого этапа обучения в вузе. В чисто языковом отношении, помимо названных проблем, часто возникают трудности с использованием косвенных вопросов. Участие в языковых олимпиадах, конкурсах, практика преподавания языка в школе и вузе убеждают в том, что наибольшее затруднение в данной связи представляют следующие моменты:

•Умение сформулировать содержательно ценный вопрос. Недаром существует поговорка: «Каков вопрос, таков и ответ». Содержательный вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее, определяет общение и облегчает понимание речевой задачи для партнера. И наоборот, примитивный вопрос, предполагающий очевидный всем ответ, может вызвать недоумение и даже раздражение.

•С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, изменить характер общения. Не только ученики, но и многие начинающие учителя не умеют задавать вопросы, а ведь именно, умно заданный вопрос провоцирует нужный ответ, может изменить ход всего речевого общения, позволяет обоим участникам диалога быть равноправными партнерами общения, сохранить необходимую степень инициативы и независимости.

•Логично планировать серию вопросов, ориентированных па получение нужной информации, даже в том случае, если партнер немногословен и явно не расположен к общению.

Что же можно предложить учителю, чтобы проблема грамотного использования вопросов учащимися перестала быть неразрешимой?

1.Пересмотреть отношение к содержанию собственных вопросов на уроке, сделав их более содержательными, открытыми, проблемными, творческими. Избегать формальных, бессмысленных вопросов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических п ...

Из истории кукольных театров
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глин, кости или дерева. Вокруг таких кукол ...

Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников
В ходе работы по данной теме нами было проведено исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников в 5 классе Ростовской гимназии. Исследование проводилось в форме опытной работы состоящей из трех этапов. 1.Констатирующий этап. На данном этапе мы провели анкетирование ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru