Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы решили провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме.
Исследование проводилось в МБДОУ "Детский сад № 19" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Экспериментальная группа состоит из детей дошкольного возраста в составе 10 человек.
Цель констатирующего эксперимента выявить уровень сформированности чувства гражданственности у детей дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы:
анализ педагогической документации;
анкетирование;
наблюдение.
На начальном этапе исследования был выявлен характер работы, проводимый в старшей группе №10 МБДОУ "Детский сад № 19" НМР РТ. Для этого был проведен анализ перспективного и календарного плана.
Согласно перспективному плану старшей группы №10 запланирована тематическая неделя "Мой дом", где отражены занятия по ознакомлению детей с родным городом, страной. Всё это так же отражено и в календарном плане. Планируются как специально организованные занятия, так и самостоятельная работа детей и совместная воспитателей и детей. Детей знакомили с родной семьёй, составлялось генеалогическое дерево семьи, составлялась книга своей семьи, фотоальбомы "Моя семья". Так же в совместной деятельности планировалась индивидуальная работа с детьми (например, беседа "Расскажи о своей семье"); знакомство с русским поэтом А. С Пушкином, с его стихами; ознакомление детей с русским фольклором, народными играми; проводилась выставка рисунков "Мой город".
Следующим этапом была диагностика сформированности у детей дошкольного возраста чувств гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:
Знание родного края;
Толерантность;
Права ребенка;
Обязанности ребенка.
Ключ к данной анкете представлен в таблице 1.
Таблица 1
|
Знание о родном крае |
Толерантность |
|
0-2 низкий уровень; 3-5 средний уровень; 6-7 высший уровень. |
0-2 низкий уровень; 3-5 средний уровень; 6-7 высший уровень. |
|
Права ребенка |
Обязанности ребенка |
|
0-1 низкий уровень; 1-4 средний уровень; 5-7 высший уровень. |
0-1 низкий уровень; 1-4 средний уровень; 5-7 высший уровень. |
Анализ и интерпретация результатов диагностики сформированности чувства гражданственности у детей дошкольного возраста
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Сущность понятия "гражданственность" состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Результаты диагностики чувства гражданственности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования по методике "Уровни сформированности у детей чувства гражданственности"
|
Показатель/уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Знание о родном крае |
60% |
20% |
20% |
|
Толерантность |
0 |
100% |
0 |
|
Права ребенка |
10% |
90% |
0 |
|
Обязанности ребенка |
0 |
90% |
10% |
Другая информация:
Понятие "андрагогика", сущность андрагогики
Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это &qu ...
Из истории кукольных театров
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глин, кости или дерева. Вокруг таких кукол ...
Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...