Метод демонстраций (2) - это реализация принципа наглядности в обучении (с одной стороны), и средства наглядности и их применения в учебном процессе (с другой стороны). С третьей стороны - эти демонстрации могут быть объектом изучения, тогда образ этого объекта становится главным источником знаний для учащихся. В этом случае демонстрации выступают уже в роли метода обучения.
Этот метод в обучении технологии используется очень широко. Демонстрации могут быть динамическими (показ подвижных натуральных объектов и их действующих моделей, показ приемов работы) и статическими (показ неподвижных натуральных объектов, недействующих моделей, макетов, схем, таблиц и т.д.).
Демонстрации подразделяются на:
показ натуральных предметов и процессов; показ их моделей и макетов;
показ изображений этих предметов и показ кино- и видеофильмов.
Большое значение в обучении технологии имеет демонстрация приемов практической работы.
Методы практической работы учащихся. В процессе обучения технологии эти методы играют доминирующую роль: технологические умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения.
Наиболее распространены среди данных методов: упражнения, лабораторные работы, решение технических задач и самые разнообразные практические работы учащихся.
В практических методах механизм обучающего влияния на учащихся скрыт от внешнего наблюдения. Практические методы решают следующие задачи:
повторение и закрепление технических знаний;
пополнение знаний ученика через помощь учителя, товарищей, пособий;
формирование технологических умений и навыков.
Наиболее простым практическим методом обучения технологии является упражнение - целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправлением допущенных ошибок стремлением достичь лучшего результата. Суть упражнений - в повторении действий.
Решение технических задач применяется при изучении вопросов конструирования изготавливаемых учащимися изделий, а также инструментов, приспособлений и других технических устройств, моделирования технических объектов, технологического планирования.
Лабораторные работы в обучении технологии используют обычно при изучении свойств материалов и конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов. По содержанию лабораторные работы могут быть качественные (с определением только качественных характеристик технических объектов и явлений) и количественные (с определением количественных характеристик).
Практические работы учащихся занимают основное место в практических методах обучения технологии, которые представляют собой практическую деятельность по изготовлению изделий, созданию других продуктов труда, в процессе которой ученики закрепляют и расширяют технические знания и приобретают технологические умения и навыки. Необходимым и главным условием организации и проведения практических работ является достаточное материально-техническое обеспечение: учебнопроизводственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы, источники энергии, помещения и т.д.
Инструктаж как совокупность методов обучения
Все рассмотренные выше практические методы обучения содержат в себе некоторый элемент конструирования учащихся при выполнении ими практической деятельности.
Инструктажи в обучении технологии часто занимают значительное место и играют важную роль в учебном процессе.
Инструктаж в учебном процессе можно определить как совокупность методов обучения, направленную на организацию, руководство и контроль практической работы учащихся. В нем могут использоваться самые различные словесные и наглядные методы обучения. Но эти методы обучения при их объединении в инструктаж всегда непосредственно связаны с практической работой учащихся.
По форме инструктажи могут быть:
устными (описание учителем порядка и приемов работы);
письменными (письменная инструкция к работе);
графическими (плакаты, отражающие серии рисунков, показывающих приемы работы и их последовательность и др.)
письменно-графическими.
Другая информация:
Программа здоровьясбережения
В МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития работают 3 медицинские сестры, которые наряду с администрацией контролируют режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организуют ...
Проблема обучения выразительному чтению
Что такое поэзия и в чём её высокая миссия сегодня? На этот вопрос, пожалуй, не найдётся однозначного ответа. И всё же бесспорна, несомненна её насущная необходимость людям, которые тянутся «к стихам, как к травам от цинги» (А. Вознесенский), её особая познавательная и преобразующая роль в жизни в ...
Семья и её социальные функции
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных ...