Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу.
В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и уровни проявления изучаемого явления, продумайте методы и подберите методики.
Общий вид программы диагностического «среза» проиллюстрируем на конкретном примере: проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков».
Табл.1 Фрагмент схемы программы диагностического «среза»
Критерии и показатели |
Уровни проявления признаков |
Способы получения информации | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Знание нравственных норм |
Знания нравственных норм усвоены в системе |
Усвоены отдельные нравственные нормы |
Усвоен негативный нравственный опыт |
Методика «ранжирования пословиц и поговорок» (прилож. № 1) |
Рассмотрим более подробно содержание табл.1. При построении «дерева понятия» - «нравственная культура» - и его анализе исследователем было выявлено, что нравственная культура школьника – это интегрированное качество личности, которая характеризуется:
а) знанием нравственных норм;
б) умением взаимодействовать с людьми и природой с учетом нравственных норм;
в) умением заниматься нравственным самосовершенствованием.
Первый критерий (признак) нравственной культуры школьника – знание нравственных норм.
Он может проявляться у школьника в различной степени: на высоком, среднем, низком уровнях.
Следует отметить, что уровней проявления признаков может быть более трех: и 4, и 5, и 6 и более (хотя вряд ли большое количество признаков целесообразно). В графе 5 «Способы получения информации» указывается методика диагностики, делается ссылка либо на какой-либо источник (литература), либо на приложение.
VII этап. Разработка проекта опытно-экспериментальной работы
Проект опытно-экспериментальной работы по проблемной теме представьте в виде таблицы (см. табл. 2).
Табл.2. Фрагмент проекта опытно-педагогической работы по теме «Развитие нравственной культуры»
Критерии и показатели исследуемого явления |
Компоненты опытно-экспериментальной работы | |||||
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы |
Содержание |
Средства |
Формы |
Методы |
Задания | |
Знание нравственных норм |
Откорректировать представление о добре и зле; и т.д. |
Понятия «добро» и «зло». и т.д. |
Общение, игра. |
Индивидуальная, групповая. |
Словесные, практические, проблемные, методы самостоятельной работы, индуктивные, игра как стимул, практический контроль |
Диспут «Что такое «добро» и «зло»». Игра «Сделка» |
Другая информация:
Преимущества и недостатки модульной технологии
Работа по модульной технологии имеет ряд преимуществ, так как ученики получают возможность изучать материал самостоятельно по дифференцированной программе, вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость, работать дома в случае пропусков уроков по болезни. Кроме этого, на уроке созда ...
Возможности организованного общения в обучении старших подростков
групповому взаимодействию
Данные констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что обучать старших подростков групповому взаимодействию можно в процессе организованного общения в учреждениях дополнительного образования. Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, цел ...
Классификация методов воспитания
Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или ин ...