Правовое воспитание учащихся колледжа в процессе их профессионального образования, реализуемое как организованная целенаправленная педагогическая деятельность, с учетом распространенного в молодежной среде правового нигилизма и неосознанных противоправных действий должно быть направлено на формирование правового сознания и правовой культуры студентов, обеспечивая, на основе сформированного ценностного отношения к закону, их правовую и юридическую грамотность, правовое поведение. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.
Весь процесс формирования правовой культуры учащихся, рассматривается как целостная система во взаимосвязи компонентов правовой культуры и введение комплекса педагогических условий.
Анализ процесса формирования правовой культуры учащихся колледжа, путем введения комплекса педагогических условий позволил определить уровни и показатели сформированности не только ее отдельных компонентов, но и модели в целом. К ним отнесены степень правовой информированности; степень сформированности отношения к праву как к ценности; высокий уровень правосознания и правового мышления; степень сформированности правовых навыков и умений правомерного поведения, социально-правовая активность личности учащихся. Условиями, обеспечивающими формирование правовой культуры учащихся колледжа являются:
- создание воспитывающей среды на основе проблемного обучения правового характера;
- формирование ценностно-правовых ориентаций путем введения спецкурса;
- целенаправленное включение учащихся в учебную деятельность с применением активных методов обучения, направленных на актуализацию правовых функций. В основе правовой культуры учащихся колледжа №34 г.Красноярска лежат следующие ценности (табл. 2).
Таблица 2. Виды и основная характеристика правовых ценностей учащихся колледжа
|
Личностно-правовые ценности |
Социально-экономические ценности |
Культурные ценности |
Политико-правовые ценности |
|
право на жизнь; достоинство личности; неприкосновенность частной жизни; неприкосновенность жилища; свобода передвижений и выбор места жительства; свобода совести и вероисповедания. |
осуществление предпринимательской деятельности; право частной собственности; возможность трудиться; безопасность труда; социальная защита (пенсии, пособия, страхование); забота о здоровье; благоприятная окружающая среда; получение образования. |
литературное, художественное, научное, техническое творчество; участие в культурной жизни общества; овладение правовой культурой. |
Участие в управлении делами государства; участие в общественных организациях. |
Основной целью эксперимента являлась диагностика начального уровня сформированности правовой культуры учащихся колледжа, выбор экспериментальных групп учащихся, выявление исходного уровня сформированности правовых знаний, умений и навыков, мотивация к изучению права. Сравнение данных эксперимента на констатирующем этапе показало, что большая часть учащихся имели низкий уровень сформированности правовой культуры (54-58% от общего числа учащихся).
Задачи экспериментальной работы по формированию правовой культуры учащихся колледжа в процессе профессиональной подготовки:
выделить этапы и содержание сформированности правовой культуры;
Другая информация:
Современные задачи и содержание уроков чтения
в старших классах специальной школы 8 вида
На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение к ...
Причина педагогического конфликта и его особенности
Взаимодействие учителя с учениками организуется через разрешение педагогических ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая ситуация – это «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношения и взаимоотношения учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения и способах воздейств ...
Групповая работа как педагогическая технология
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения мо ...