Важно с самого начала научить ребят контролировать свою реакцию на нагрузку. Для этого используется пальпаторный метод подсчёта пульса в области виска или шеи за 6 с. Правильной ориентировке поможет выделение трёх режимов: пульс до 150 уд/мин - аэробный, до 180 уд/мин - смешанный, свыше 180 уд/мин - анаэробный. Также используется равномерный и временной (младший школьный возраст) и интервальный (старший школьный возраст).
Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять специфическую работу в заданный отрезок времени. Специфической работой баскетболиста является выполнение им игровых приёмов, эффективность которых определяется уровнем развития скоростной и силовой выносливости.
Скоростная выносливость проявляется как способность выполнять игровые действия с высокой скоростью в условиях выраженного утомления. К специальному развитию этого качества можно приступать с 13-14 лет.
Избираемые для этого упражнения носят анаэробную направленность. К использовавшимся ранее методам добавляются интегральный и соревновательный. Появляется возможность применять спринтерский бег с постепенным увеличением дистанции до 400-500 м.
Нагрузки дозируются строго индивидуально. Пульс в конце выполнения упражнений сохраняется в пределах 175-180 уд/мин. Скорость выполнения -
80-85% от максимума, длительность отдыха - от 45 с до 3 мин, число повторений 3-4, серий - 2-3. Отдых между сериями - до 5 мин.
Основные средства тренировки - беговые упражнения, специальные подготовительные («челнок», слаломный бег) и основные технико-тактические упражнения. Развитие анаэробной выносливости сопряжено с наибольшими трудностями, т.к. оно требует довольно продолжительных максимальных усилий, что не всегда посильно для некоторых отстающих в своём развитии и недостаточно подготовленных в волевом отношении спортсменов. Кроме того большой объём высокоинтенсивных упражнений вызывает образование кислородного долга и истощение энергетического запаса в работающих мышцах. Поэтому такие нагрузки должны правильно планироваться и повторяться лишь после достаточного восстановительного периода (36 - 48 ч). По этой причине в юношеском возрасте несколько ограничено применение интервального метода. Его можно использовать в 15-16 лет - 1 раз, в 17-18 лет - 2 раза в неделю.
Силовая выносливость проявляется многообразно и обеспечивает высокую эффективность игровых действий. Различают статическую и динамическую (скоростно-силовую) выносливость. Соответственно подбираются и режимы тренировочных упражнений. В основном это упражнение анаэробно-лактатного характера, способствующего развитию локальной мышечной выносливости.
Типичными, например, для развития прыжковой выносливости будут упражнения длительностью 1-3 мин максимальной или субмаксимальной интенсивности; число повторений 4-6, пауза между повторениями 1-4 мин.
Методы тренировки: интервальный и повторный (до отказа).
Примерные упражнения: прыжки из положения приседа, прыжки с отягощениями (гантели, набивные мячи, мячи с песком, утяжелённые пояса и жилеты); прыжки в глубину и в высоту (с доставанием предмета) - сериями и т.д.
Способствует развитию силовой выносливости и применению круговой тренировки, в которую включаются простые по технике исполнения движения.
Воспитание гибкости.
Гибкость понимается, как способность выполнять движения с максимальной амплитудой и определяется подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.
Гибкость бывает активная и пассивная. Активная гибкость - это степень подвижности, возникающая в результате мышечных усилий спортсмена.
Пассивная гибкость - это подвижность в результате воздействия внешних сил на движущуюся часть тела.
Другая информация:
Социокультурная среда высших учебных заведений
Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда». Категорию «среда» активно стали изучать в 90-е годы XX в. Но впервые на нее и связанное с ней п ...
Химия, биология и технология
Установление межпредметных связей курсов химии, биологии и технологии - необходимое условие осуществления естественнонаучного обучения. Эта связь носит двухсторонний характер. Ее фундаментом служит то, что эти естественные науки являются основой познания окружающего мира и целого ряда технологическ ...
Понятие диалог и различные подходы к
изучению диалогической речи
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделен ...