Итак, большое количество произведений программной музыки, посвященной природе, подтверждает, что природа и музыка тесно связаны между собой. Природа часто выступает как стимул творчества композитора, как сокровищница идей, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыки, и как предмет для подражания в отношении ее конкретных звучаний. Подобно живописи, поэзии, литературе, музыка выразила и опоэтизировала мир природы своим языком.
Рассматривая взаимосвязь природы и музыки Б.Асафьев писал в своей статье "О русской природе и русской музыке": " Давно - в детстве, я впервые услышал романс Глинки "Жаворонок". Конечно, я не мог бы объяснить себе, в чем заключалась для меня волнующая красота так понравившегося мне плавного напева. Но ощущение, что он льется в воздухе и с воздуха доносится, осталось на всю жизнь. И часто потом, в поле, слыша, как длится песня жаворонка в действительности, я одновременно внимал и глинкинской мелодии внутри себя. И казалось порой, в поле же, весной, что стоит только поднять голову и глазами коснуться синевы неба, как в сознании начнет вырисовываться тот же родной напев из плавно чередующихся, волнами движущихся групп звуков. "Жавороночьи" песни я ценил тогда выше соловьиных. Так и в музыке: знаменитый "Соловей мой, соловей" Алябьева, то есть звукоподражанием хронологически опередивший "Жаворонка" Глинки, казался мне бездушным, чем-то вроде искусственного соловья в знаменитой сказке Андерсена. В "Жаворонке" Глинки словно трепетало птичье сердце, и пела душа природы. Оттого-то, пел ли, озвучивая лазурь, жаворонок или слышалась глинкинская о нем песня, - грудь расширялась, и дыхание росло и росло.
Тот же лирический образ – пение жаворонка – в русской инструментальной музыке развил Чайковский. В цикле для фортепиано "Времена года" он посвятил марту "Песню жаворонка", эту элегию русской весны и весеннести, с ее нежнейшим колоритом и выразительностью светлой грусти северных вешних дней. "Песня жаворонка" в фортепианном "Детском альбоме" Чайковского, где мелодия возникает так же из намека на интонацию птичьей песни, звучит звонче и светлее: вспоминается замечательная картина Алексея Саврасова "Грачи прилетели", от которой правильно принято начинать историю развития современного русского пейзажа.
В настоящее время многие региональные экологические проблемы угрожающими темпами перерастают в глобальные и становятся всеобщими проблемами населения Земли. Бурный рост потребления, вызванный, в частности, нарастающим увеличением народонаселения планеты, естественно, вызывает постоянный рост производственных мощностей и степени негативного влияния на Природу. Истощение природных ресурсов и продуктивного слоя почвы, загрязнение мирового океана, пресных вод, что ведет к уменьшению запасов питьевой воды, утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата и многие другие экологические проблемы касаются каждого государства на Земле. В совокупности эти проблемы создают постоянно ухудшающуюся среду обитания самого человека.
Экологическое состояние окружающей среды в России и нашей Ярославской области вносит существенный вклад в сохранение и развитие мировых экологических проблем. Загрязнения вод, атмосферного воздуха и земель вредными для растительного и животного мира и для человека веществами во многих регионах России достигли предельных уровней и свидетельствуют об экологическом кризисе, а это требует коренного изменения всей политики природопользования. Все это непосредственно связано с процессом экологического образования и воспитания населения – их полное отсутствие или недостаточность породили потребительское отношение к природе: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления, экологически оправданных отношений с Природой – это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, такова и его деятельность, такова и окружающая его среда. А деятельность человека, его образ жизни и поступки зависят от его внутреннего мира, от того, как он мыслит, чувствует, как воспринимает и понимает мир, в чем видит смысл жизни.
Другая информация:
Психологические особенности восприятия в старшем школьном возрасте
“Восприятие – отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств”. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Это называется иллюзией. Зрение поддается иллюзиям больше, чем други ...
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки
Эффективное руководство развитием музыкального мышления возможно на основе личностного подхода, обеспеченного адекватным содержанием и методами музыкального образования. Говоря словами Л.С. Выготского, – формирование личности обусловлено человеческим общением. Человек имеет свои интересы, желания, ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с умственной отсталостью
Дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые) – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, реч ...