Материалы » Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников » Природа в музыке

Природа в музыке

Страница 1

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отношением к осени, многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место, - Фета, Тютчева, Баратынского, Блока; европейскую поэзию – Томсона (цикл из 4-х поэм "Времена года"), Жака Делиля, лирические пейзажи Г.Гейне в "Книге песен" и многое другое.

Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она "открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью", природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать "жажду жизни". Чайковский писал в дневнике о своей способности "в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни".

Клод Дебюсси писал о том, что "музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию". Художники-импрессионисты (К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане) стремились передать на картинах свои впечатления от окружающей среды и, в частности, природы, наблюдали за ее изменчивостью в зависимости от освещения и времени суток и стремились найти новые средства выразительности живописи.

Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Помимо Чайковского и Дебюсси, здесь можно вспомнить А.Вивальди (программные концерты "Ночь", "Буря на море", "Времена года"), Й.Гайдна (симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер", квартеты "Жаворонок", "Восход солнца"), Н.Римского-Корсакова (образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), Л.Бетховена, М.Равеля, Э.Грига, Р.Вагнера. Чтобы понять, каким образом тема природы может быть выражена в музыке, как связана природа с музыкой в творчестве различных композиторов, необходимо обратиться к специфике музыки как вида искусства, к ее выразительным и изобразительным возможностям.

"Музыка – чувство пережитое и обозначенное посредством мелодического образа, подобно тому как наша речь – мысль пережитая и обозначенная посредством языка", - так говорил о музыке швейцарский дирижер Ансерме; более того, он считал музыку не просто выражением чувства, но выражением человека посредством чувства.

Л.Толстой называл музыку "стенограммой чувств" и сравнивал ее с забытыми мыслями, о которых помнишь только, какого они были характера (грустные, тяжелые, унылые, веселые) и их последовательность: "сначала шло грустно, а потом успокоилось, когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка", - так писал Толстой.

Д.Шостакович, размышляя о музыке, тоже пишет о взаимосвязи чувств, эмоций человека и музыки: "Музыка не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и дает им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода".

Эти размышления музыканта-исполнителя, писателя и композитора удивительно похожи. Все они сходятся в понимании музыки как выражении чувств, внутреннего мира человека. Вместе с тем существует так называемая программная музыка, то есть музыка, имеющая словесную программу, которая дает предметно-понятийную конкретизацию художественных образов.

Композиторы довольно часто в своих программных названиях отсылают слушателей к каким-либо конкретным явлениям действительности. Каким же образом в музыке, связанной, в первую очередь, с внутренним миром человека, оказывается возможной программность и столь тесная связь с конкретными явлениями действительности и, в частности, с природой?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Элективные курсы в образовательной области «Математика»
Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике. Специфика преподавания математики в старших классах во многом определяется тем, что экзамен по м ...

Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...

Понятие о методах обучения
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в философ ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru