Материалы » Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися общеобразовательных школ » Индивидуальная работа с учащимися

Индивидуальная работа с учащимися

Страница 1

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися – есть создание условий жизнедеятельности ребенка в коллективе, предусматривающих возможность каждого школьника быть непохожим на других.

Индивидуальность ребенка – сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением целостной личности. В связи с этим индивидуальная работа является очень важной частью педагогического процесса.

Индивидуальная работа с учащимися выполняет следующие функции:

Обеспечивает конкретизацию воспитания, исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке;

Повышает действенность общих педагогических влияний по отношению к отдельной личности;

Обеспечивает эффективность педагогики параллельного действия;

Способствует (усиливает) возможности школьника в самообразовании и самовоспитании;

Является средством преодоления, предупреждения формализма в педагогическом процессе.

Учет индивидуальных способностей предполагает использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм, исходя из интересов, наклонностей, качеств, свойств, притязаний и возможностей каждой отдельной личности. При этом неудачи и ошибки в процессе социального становления подрастающего поколения сводятся до минимума.

В педагогической практике нередко встречается тенденциозность в отношении учащихся, которая сказывается на детях весьма болезненно. Нельзя не согласиться с А.С. Макаренко, который считал, что неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости или зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно началом систематической лжи ребят в самых разнообразных ее формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция вне коллективной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика – однообразие и сероватый тон жизни, которые дети трудно переносят и поэтому начинают искать оптимистическую перспективу в других областях.

Зачастую педагоги принимают индивидуальный подход только к «крайним» («слабым» или «сильным») учащимся. Но важно помнить, что «средние» школьники в любой момент могут стать «сильными», поэтому следует видеть особенное в каждом ребенке.

При учете индивидуальных особенностей школьников часто не принимаются во внимание различия в типе нервной системы, в темпераменте человека. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психологической деятельности и поведения (сангвиник – живой; флегматик – медленный, спокойный; холерик – энергичный, страстный; меланхолик – задумчивый, склонный к глубоким переживаниям).

Еще одним важным положением является учет индивидуальных способностей. Педагог должен избегать крайностей и в этом вопросе, так как и переоценка, и недооценка равнозначно наносят вред в развитии личности ребенка.

Какие же конкретные действия следует предпринимать классному руководителю при организации индивидуальной работы с учащимися?

Прежде всего ребенок должен быть активно включен в деятельность, а стало быть, в определенную систему отношений. С этой целью, классный руководитель определяет сам (или через учителей-предметников) конкретные задания и поручения в соответствии с личностными особенностями ученика, способствующие инициированию его активности в обязательном виде деятельности – учении.

Движущими силами процесса развития ребенка служат противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Основными из них являются: стремление к взрослым и к самостоятельности; новые потребности и старые возможности; привычные нормы поведения и новые требования, а также противоречия между сознанием, чувством и поведением. В результате борьбы этих противоположностей происходит шаг в развитии ребенка. Акцент при этом делается на самопроизвольное изменение отдельной личности. Определяемое ее внутренними противоречиями. Проявляются эти противоречия в различных трудностях, проблемах, которые ребенок способен преодолеть сам. Однако с помощью взрослого ученик справится с проблемами лучше и быстрее. С этой целью, классный руководитель помогает в разработке и реализации индивидуальной траектории развития и образования личности, рекомендует этот вид деятельности, который более соответствует особенностям данного ребенка и через который он может разрешить конкретные жизненные проблемы.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...

Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
На данном этапе обучения аудированию постепенно увеличивается не только длительность звучания текстов и количество незнакомых слов, но и меняется их характер. На старшем этапе обучения это уже не только рассказы, но и лекции, интервью, репортажи, выступления. Тексты для аудирования уже используются ...

Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru