Материалы » Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися общеобразовательных школ » Индивидуальная работа с учащимися

Индивидуальная работа с учащимися

Страница 1

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися – есть создание условий жизнедеятельности ребенка в коллективе, предусматривающих возможность каждого школьника быть непохожим на других.

Индивидуальность ребенка – сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением целостной личности. В связи с этим индивидуальная работа является очень важной частью педагогического процесса.

Индивидуальная работа с учащимися выполняет следующие функции:

Обеспечивает конкретизацию воспитания, исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке;

Повышает действенность общих педагогических влияний по отношению к отдельной личности;

Обеспечивает эффективность педагогики параллельного действия;

Способствует (усиливает) возможности школьника в самообразовании и самовоспитании;

Является средством преодоления, предупреждения формализма в педагогическом процессе.

Учет индивидуальных способностей предполагает использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм, исходя из интересов, наклонностей, качеств, свойств, притязаний и возможностей каждой отдельной личности. При этом неудачи и ошибки в процессе социального становления подрастающего поколения сводятся до минимума.

В педагогической практике нередко встречается тенденциозность в отношении учащихся, которая сказывается на детях весьма болезненно. Нельзя не согласиться с А.С. Макаренко, который считал, что неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости или зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно началом систематической лжи ребят в самых разнообразных ее формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция вне коллективной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика – однообразие и сероватый тон жизни, которые дети трудно переносят и поэтому начинают искать оптимистическую перспективу в других областях.

Зачастую педагоги принимают индивидуальный подход только к «крайним» («слабым» или «сильным») учащимся. Но важно помнить, что «средние» школьники в любой момент могут стать «сильными», поэтому следует видеть особенное в каждом ребенке.

При учете индивидуальных особенностей школьников часто не принимаются во внимание различия в типе нервной системы, в темпераменте человека. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психологической деятельности и поведения (сангвиник – живой; флегматик – медленный, спокойный; холерик – энергичный, страстный; меланхолик – задумчивый, склонный к глубоким переживаниям).

Еще одним важным положением является учет индивидуальных способностей. Педагог должен избегать крайностей и в этом вопросе, так как и переоценка, и недооценка равнозначно наносят вред в развитии личности ребенка.

Какие же конкретные действия следует предпринимать классному руководителю при организации индивидуальной работы с учащимися?

Прежде всего ребенок должен быть активно включен в деятельность, а стало быть, в определенную систему отношений. С этой целью, классный руководитель определяет сам (или через учителей-предметников) конкретные задания и поручения в соответствии с личностными особенностями ученика, способствующие инициированию его активности в обязательном виде деятельности – учении.

Движущими силами процесса развития ребенка служат противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Основными из них являются: стремление к взрослым и к самостоятельности; новые потребности и старые возможности; привычные нормы поведения и новые требования, а также противоречия между сознанием, чувством и поведением. В результате борьбы этих противоположностей происходит шаг в развитии ребенка. Акцент при этом делается на самопроизвольное изменение отдельной личности. Определяемое ее внутренними противоречиями. Проявляются эти противоречия в различных трудностях, проблемах, которые ребенок способен преодолеть сам. Однако с помощью взрослого ученик справится с проблемами лучше и быстрее. С этой целью, классный руководитель помогает в разработке и реализации индивидуальной траектории развития и образования личности, рекомендует этот вид деятельности, который более соответствует особенностям данного ребенка и через который он может разрешить конкретные жизненные проблемы.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Развитие познавательной активности
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит ...

Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ
Поскольку экономика и практическая деятельность человека неразделимы, основная нагрузка по формированию экономических знаний возлагается на образовательную область «Технология». Технология является единственным предметом, на уроках которого студенты создают изделия своими руками. Тесная связь уроко ...

Функции межпредметных связей
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствую ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru