Материалы » Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников » Природа в музыке

Природа в музыке

Страница 2

С одной стороны, природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу музыки о природе. Здесь и проявляется те самые выразительные возможности музыки, составляющие ее суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения ее конкретных проявлений (пения птиц, шума моря, леса, раскатов грома). Чаще всего музыка о природе являет собой взаимосвязь того и другого, но так как выразительные возможности музыки шире, чем изобразительные, то они чаще всего преобладают. Тем не менее, соотношение выразительности и изобразительности в программных музыкальных произведениях у композиторов различно. У некоторых музыка о природе почти целиком сводится к музыкальному отображению навеянных ею настроений, за исключением некоторых изобразительных штрихов (иногда изобразительные элементы в подобной музыке совсем отсутствуют). Такова, например, программная музыка Чайковского о природе. У других, при несомненном приоритете выразительности, значительную роль играют звукоизобразительные элементы. Примером подобной музыки может служить, например, "Снегурочка" или "Садко" Н.Римского-Корсакова. Так, "Снегурочку" исследователи даже называют "Птичьей оперой", так как звукозапись пения птиц проходит своего рода лейтмотивом через всю оперу. "Садко" же называют "морской оперой", так как основные образы оперы так или иначе связаны с морем.

В связи с вопросом о соотношении выразительности и изобразительности в программной музыке напомним статью "О подражании в музыке" Г.Берлиоза, который выделяет два вида подражания: физический (непосредственно звукоизобразительность) и чувствительный (выразительность). При этом под чувствительным или косвенным подражанием Берлиоз подразумевал способность музыки с помощью звуков "пробуждать такие ощущения, которые в реальной действительности могут возникнуть не иначе как при посредстве остальных органов чувств". Первым условием для применения физического подражания он считал необходимость того, чтобы такое подражание было только средством, а не целью: "Труднее всего использовать подражание в меру и вовремя, постоянно наблюдая за тем, чтобы оно не заняло того места, которое надлежит занимать самому могущественному из всех средств – тому, которое подражает чувствам и страстям – выразительности".

Каковы же средства изобразительности в музыке? Изобразительные возможности музыки основываются на ассоциативных представлениях, которые связаны с целостным восприятием действительности человеком. Так, в частности, многие явления действительности воспринимаются человеком в единстве слуховых и зрительных проявлений, поэтому какой-либо зрительный образ может вызвать в памяти те звуки, которые с ним связаны, и, наоборот, характерные для какого-либо явления действительности звуки вызывают зрительное представление о нем. Так, например, слушая журчание ручья мы представляем себе сам ручей, слушая гром мы представляем грозу. А так как предшествующий опыт восприятия этих явлений у всех людей различен, изображение каких-либо признаков или свойств предмета вызывает в сознании человека пение птиц может ассоциироваться с опушкой леса, у другого – с парком или липовой аллеей.

Подобные ассоциации используются в музыке непосредственно через звукоподражание, то есть воспроизведение в музыке тех или иных звучаний действительности. В 20 веке, с появлением модернистских тенденций, композиторы стали использовать в своих произведениях звуки природы без какой-либо их трансформации, воспроизводя их с абсолютной точностью. До этого композиторы стремились передать лишь существенные черты природного звучания, но не создавать его копию. Так, Берлиоз писал о том, что подражание не должно вести к "подмене искусства простой копией с натуры", но должно быть, вместе с тем, достаточно точным, чтобы "слушатель мог понять намерения композитора". Р.Штраус также считал, что не стоит слишком увлекаться копированием звуков природы, утверждая, что в таком случае может получиться лишь "второсортная музыка".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе
Для реализации путей развития творческих способностей педагоги должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературы наиболее ярко через метод тво ...

Организация личностно-ориентированного урока
При подготовке и проведении ЛО урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию. Направление деятельности учителя Пути и средства его реализации I.Обращение к субъектному опыту школьнико ...

Понятие детского коллектива в психолого-педагогической литературе
В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru