"Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в 16 век – время расцвета французской полифонической песни и период творческой деятельности Клемана Жанекена. Именно в его творчестве впервые появились образцы светской полифонической песни, которые представляли собой хоровые "программные" картины, соединяющие яркие изобразительные свойства с выражением сильных эмоций. Одной из характерных песен Женекена является "Пение птиц". В этом произведении можно услышать подражание пению скворца, кукушки, иволги, чайки, совы…Воспроизводя в песне характерные звуки птичьего пения, Жанекен наделяет птиц человеческими стремлениями и слабостями.
Появление песен, в которых выразилось пристальное внимание к внешнему миру, миру природы не случайно. Художники этого времени обращаются непосредственно к окружающему миру, изучают натуру, пишут пейзажи. Итальянский гуманист – архитектор, живописец и музыкант – Леон Батиста Альберти считал, что учиться у природы – первая задача художника. По его мнению именно природа способна доставить истинное эстетическое наслаждение.
От Возрождения и "Пения птиц" Жанекена обратимся к эпохе барокко и "Временам года" Вивальди. Под таким названием стали известны его первые 4 концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина, имеющие программные названия "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". По мнению Л. Раабена, Вивальди в своих программных произведениях стремится, прежде всего, к изображению мира, к фиксации в звуках картин природы и лирических состояний человека. Именно картинность, изобразительность он считает главным в программных концертах Вивальди. Безусловно, программный замысел композитора распространяется на внешние явления действительности: явления природы и бытовые сценки. Картинность – пишет Раабен – построена на использовании ассоциативных возможностей тембра, ритма, гармонии, мелодии, эмоции и т.п. Образ природы во "Временах года" тесно связан с бытовыми сценками, рисующими человека на лоне природы. В каждом концерте цикла выражено настроение, которое Вивальди связывал с тем или иным временем года. В "Весне"-приподнятое, радостное, в "Лете"-элегическое, грустное.
Совершенно по-другому раскрывается природа в музыке Чайковского. Во "Временах года" Чайковского редко можно встретить пьесы, в которых присутствуют те или иные звукоизобразительные элементы (пение жаворонка, звон колокольчика), но даже они играют в пьесах второстепенную роль; в большинстве же пьес изобразительность отсутствует. Одной из таких пьес является "Осенняя песнь". Связь с природой здесь заключается только в настроении, которое навеивает образ природы. У Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Главное место в музыке занимают эмоции, мысли, воспоминания, которые пробудила природа.
Образы природы занимают немалое место и в лирических пьесах Грига. В них, Григ стремился передать неуловимые настроения природы. Программа в лирических пьесах – это, прежде всего, картина-настроение.
Огромное место заняла природа в творчестве и эстетических воззрениях композитора Дебюсси. Он писал: "Нет ничего музыкальнее солнечного заката! Для тех, кто умеет смотреть с волнением – это самый прекрасный урок развития материала, урок, записанный в книге, недостаточно изучаемой музыкантами – я имею в виду книгу природы."
Творчество Дебюсси развивалось в атмосфере поиска новых средств выразительности, новой стилистики, новых направлений в искусстве. В живописи это было рождение и развитие импрессионизма, в поэзии – символизма. Оба направления имели непосредственное влияние на воззрения Дебюсси. Именно в его творчестве заложены основы музыкального импрессионизма. Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. Ему принадлежит огромное колличество инструментальных пьес, программные заголовки которых отсылают к конкретному образу природы: "Сады под дождем", "Лунный свет", сюита "Море" и многие другие.
Другая информация:
Исторический анализ здоровьесбережения
Современное состояние общества, экологии и экономики неблагоприятно отражается на здоровье человека, вследствие чего растёт число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса. Проблема разработки зд ...
Пример урока об антропогенном воздействии в результате
войн и вооруженных конфликтов
Предмет: география Класс: 9 - 10 Тема урока: "География вооруженных конфликтов и их экологические последствия" Цель урока: изучение географии современных войн и вооруженных конфликтов и их экологических последствий; Задачи: Изучить географию современных войн и вооруженных конфликтов; Разв ...
Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму
Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока ...