В то же время, закономерности развития социально-экономических отношений и формаций происходит в зависимости от технико-технологического развития того или иного общества, от его исторических контактов с представителями других народов и культур, и в конце концов, также отражается на состоянии окружающей среды и в частности ландшафтов. В современную эпоху, когда процессы научно-технического прогресса, международной интеграции и глобализации приводят к унификации традиционных этнических культур и к "размыву" этнокультурных границ, в условиях риска возможного топливно-энергетического кризиса - это становится особо важной проблемой
В проведенном в рамках данной дипломной работы исследовании, было установлено, что ландшафты Кавказа издревле подвергались антропогенному воздействию. Характер этого воздействия во многом был определен этносоциальными особенностями развития народов Кавказа, и в частности типом технического уклада экономики. Другим антропогенным фактором в воздействии на ландшафты Кавказа выступили войны, происходившие на его территории, часто имеющие этносоциальную и этнополитическую мотивацию.
Хозяйственно-культурная специфика Кавказа выражается в том, что здесь сложились специфические местные формы хозяйства и ареалы природопользования, объединяющие территории проживания различных народов. Около 8-10 тысячелетий назад Кавказ был частью зоны становления земледелия и скотоводства. В горах Малого Кавказа были одомашнены и яровизированы местные сорта пшеницы, также были не только созданы местные породы скота, но и изменен ритм жизни животных, когда время рождения ягнят было переведено на весеннее время вместо естественного осеннего времени. Естественно, что вследствие этого произошли изменения в ритмах выпаса скота на горных и равнинных пастбищах, что привело к изменениям данных ландшафтов.
Вообще, доиндустриальный тип хозяйствования у коренных народов Кавказа, а также отчасти у Кубанских и Терских казаков, существовал практически вплоть до ХХ в., а во многих сельских районах он существует до сих пор. И хотя аграрное землепользование не могло наносить непоправимого ущерба горным и равнинным ландшафтам Кавказ, тем не менее известно, что в историческое время на Кавказе исчезли львы, тигры, дикий бык тур, тарпан, бобр, а сочетание рубок и выпаса скота привело почти к повсеместному снижению верхней границы леса на 200-400 метров (значительно сократились площади лесов, особенно темнохвойных, буковых, дубовых, сосновых) и к расширению малопродуктивных вторичных субальпийских лугов, а чрезмерная пастбищная нагрузка стала причиной значительной деградации лугов в субальпийском и альпийском поясах. Известно, что за последнюю тысячу лет, по различным оценкам, на Кавказе было потеряно от 10 до 75% лесов.
Но, между тем, аграрное землепользование и традиционный уклад жизни народов Кавказа не приводил до ХХ в. к деградации и упадку ландшафтов: ни культурных, ни естественных. Существование у горцев особых культовых мест - священных рощ и почитание деревьев воспитывало у населения Кавказа почтительное отношение к природе, понимание её роли в жизни общества.
Индустриализация и рост промышленности на Кавказе начался в первой половине ХХ в. Ядро процессов индустриализации - промышленность - было создано в основном силами мигрантов из регионов России и за счет инвестиций из союзного бюджета. Автохтонное население концентрировалось преимущественно в домашнем подсобном и крестьянском хозяйстве, отраслях социальной сферы и управления. Иными словами, профессиональная структура населения по отношению к новым стандартам осталась в основном доиндустриального и полуиндустриального типа.
Происходило это из-за ряда факторов, во-первых, из-за этнических особенностей коренного населения Кавказа, во-вторых - из-за недоверия горцев к центральной власти после событий Кавказской войны и ее последствий, а также репрессий против некоторых этнических групп.
Индустриализация и рост промышленности сказались на состоянии ландшафтов Кавказа, а главными источниками загрязнения выступили промышленность и автотранспорт.
Другая информация:
Комплексный анализ уровня учебной работы учащихся класса в течение дня
1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся. 2. Психологические особенности детей данного возраста. 3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели. 4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению. 5. На каких уроках уровень решения данной ...
Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...
Элективные курсы в обучении
Элективные курсы (курсы по выбору) – новый элемент учебного плана, играющий важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы – обязательны для старшеклассников . Цель изучения элективных курсов – ори ...