Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Пример урока об антропогенном воздействии в результате войн и вооруженных конфликтов

Пример урока об антропогенном воздействии в результате войн и вооруженных конфликтов

Страница 2

Военная деятельность, как техногенно - антропогенный фактор, сыграла важную роль в деградации ландшафтных комплексов и ухудшении экологической обстановки, что привело к формированию так называемых беллигеративных ландшафтов и расширению площади земель, непригодных для использования.

Запишите следующее: "под термином "беллигеративные ландшафты" (с лат. вести войну) подразумевается генетический тип ландшафтных комплексов, обязанный своим возникновением военной деятельности. "Беллигеративные комплексы образуют особую группу техногенных ландшафтов. Их роднит с техногенными комплексами пространственное размещение вне какой-либо зависимости от природных условий". Среди них выделяются собственно беллигеративные и косвенно беллигеративные.

Собственно беллигеративные комплексы - все комплексы, образующиеся в результате непосредственного воздействия военного фактора. К ним относятся: беллигеративные воронки, дорожно-беллигеративные комплексы, военно-технические сооружения, беллигеративно-техногенные комплексы, оборонительные валы, беллигеративные бедленды, разрушенные мелиоративные системы, разрушенные селитебные комплексы.

Косвенно беллигеративные комплексы: все комплексы, которые находятся в пределах зоны влияний собственно беллигеративных комплексов, и образуются в результате опосредованного воздействия военного фактора. В этот тип также включаются все оккупированные территории, где появилось множество беллигеративных селитебов, земельных валов, обходных дорог, беллигеративных комплексов внутри заповедных территорий и т.д.

В XX веке появилось новое грозное оружие - противопехотные мины. Они официально считаются загрязнением окружающей среды. На сегодня в мире насчитывается более 100 млн. единиц таких мин, оставшихся на полях сражений и подступам к ним. Подрываются на них не только дикие и домашние животные, но и сотни тысяч людей, в первую очередь детей, ставших инвалидами. Согласно данным ООН, их количество ежегодно увеличивается на 10-20 тыс. человек. Специалистами из лаборатории в Лос-Аламосе (США), разработано новое поколение мин - мины-роботы. Эти мины способны перепрыгивать и переползать с места на место, что делает их еще более страшными убийцами.

Итак, как мы видим, войны - это ужасные явления в жизни человечества и природы. Давайте теперь послушаем доклады, которые вы приготовили.

Актуализация (20 мин.)

Учитель: Кто желает выступить с докладом?

Ученики: проявляют реакцию в зависимости от готовности.

Учитель: выбирает 3-х - 4-х желающих, по очереди, выслушиваются доклады.

Варианты тем докладов:

География современных войн и вооруженных конфликтов;

Военные действия на Балканах и их последствия;

Экологические последствия военных действий на территории Ирака;

Война в Афганистане как экологическая катастрофа;

География войн и межэтнических конфликтов в Африке;

Нефтяное загрязнение в результате боевых действий на территории Чеченской республики;

Понятие об экоциде;

Экологические последствия войны во Вьетнаме;

Беллигеративные ландшафты.

После выслушивания докладов.

Учитель: Большое спасибо! Сдайте доклады, я их прочитаю и выставлю вам оценки.

4. Осознание и осмысление учебной информации (3 мин)

Учитель: Итак, ребята, мы с вами заслушали доклады и имеем теперь представление о географии военных конфликтов происходивших и продолжающихся в наше время. А теперь я вам наглядно покажу, что может происходить с природой в результате военных действий.

(выкладывается указанный выше наглядный материал)

Учитель: Вот перед вами, ребята, четыре проростка ячменя вот этот (учитель по очереди показывает на проростки) росток рос в обычных условиях, т.е. зерно ячменя было посажено в обычную землю. Вот этот - в землю куда был добавлен порох, вот этот - в землю с соляркой, а вот этот - в землю с порохом и соляркой. Все они одинаково поливались водой и находились под наблюдением в течение двух недель. Скажите, в каком из горшочков росток выглядит наиболее здоровым?

Ученики: показывают на горшочек с обычной землей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Содержательно – информационные межпредметные связи
Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. В.И. Ленин подчеркивал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная ...

Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму
Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс, детерминированный внутренними и внешними условиями. Развитие и становление личности определяется одновременно воздействием наследственностью, средой и воспитанием. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутрення ...

Идея всеобщего обучения, начало теории воспитания женщины
Нельзя, наконец, не отметить и некоторых общих педагогических идей, принесенных, или, лучше сказать, оживленных новой эпохой. С восстановлением ценности самой по себе человеческой личности, в новое время должна была ожить первохристианская идея всеобщего образования или обучения. Правда, и в средни ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru