Материалы » Игрушка как социокультурное явление » Города мастеров

Города мастеров

Со временем деревни и слободы, где делали игрушки, расширялись и превращались посады, села и города ремесленников. Живущие и работающие там мастера, становились кустарями, то есть ремесленниками, использовавшими ручной труд и обычно специализирующимися в какой-то одной области производства игрушек.

Таким городом мастеров-ремесленников стал в 18 веке подмосковный Сергиев Посад. Он вырос под стенами Троице - Сергеевой лавры. Близость монастыря, куда день и ночь шли паломники и желавшие иметь «гостинец от Троице - Сергия» - вызвала большой спрос на игрушки. В Посад потянулись для заработка мастеровые люди со всей России, в тои числе и игрушечники. Игрушки перестали быть просто домашними самоделками, они стали более сложными. В их изготовлении принимали участие несколько человек, начиная от подмастерий, выполнявших «чёрную» работу, до мастеров высокого класса – например, мастеров - резчиков из старинного села Богородское, славившегося своими резными деревянными фигурками или мастериц - «одевальщиц», кукол - столбушек в этнографических костюмах и т.д.

Именно Сергиев Посад стал родиной знаменитой игрушки – Матрешки, отпраздновавшей свой 100-летний юбилей. История создания матрешки запутанна и сложна. В ней сошлись традиции японских, немецких и русских токарных игрушек, мастерство потомственного токаря Звездочкина, творческие искания профессионального художника С. Малютина, традиции Сергиево - Посадских иконописцев. В результате появилась единственная в своем роде народная игрушка, о которой мы знаем то, чего не знаем ни об одной народной игрушке – ее авторов и время создания.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Гордец Нижегородской губернии. История возникновения этого необычного села с городским названием (и обликом), давшего имя целому «кусту» деревень, занимавшихся кустарным промыслом, требует отдельного рассказа. Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до наших дней, мы можем назвать такие: городецкие расписные панно, пришедшие на смену знаменитым городецким прялкам; игрушку - «топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней - качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастера саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходмт годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти».

Другая информация:

Развитие теории музыкального мышления в трудах зарубежных и отечественных исследователей
При комплексном исследовании музыкального мышления мы не можем обойтись без истории, так как в связи с её развитием выясняются этапы формирования теории музыкального мышления. Историю возникновения понятия «музыкальное мышление» проследить довольно сложно. Музыкальное искусство, как особого рода ду ...

Составление программы диагностического «среза»
Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу. В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и у ...

Пути и приемы реализации МПС на уроках технологии
В ХХI веке происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Технологически образовывать ученика значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него жизненно важные общетрудовые ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru