Материалы » Игрушка как социокультурное явление » Города мастеров

Города мастеров

Со временем деревни и слободы, где делали игрушки, расширялись и превращались посады, села и города ремесленников. Живущие и работающие там мастера, становились кустарями, то есть ремесленниками, использовавшими ручной труд и обычно специализирующимися в какой-то одной области производства игрушек.

Таким городом мастеров-ремесленников стал в 18 веке подмосковный Сергиев Посад. Он вырос под стенами Троице - Сергеевой лавры. Близость монастыря, куда день и ночь шли паломники и желавшие иметь «гостинец от Троице - Сергия» - вызвала большой спрос на игрушки. В Посад потянулись для заработка мастеровые люди со всей России, в тои числе и игрушечники. Игрушки перестали быть просто домашними самоделками, они стали более сложными. В их изготовлении принимали участие несколько человек, начиная от подмастерий, выполнявших «чёрную» работу, до мастеров высокого класса – например, мастеров - резчиков из старинного села Богородское, славившегося своими резными деревянными фигурками или мастериц - «одевальщиц», кукол - столбушек в этнографических костюмах и т.д.

Именно Сергиев Посад стал родиной знаменитой игрушки – Матрешки, отпраздновавшей свой 100-летний юбилей. История создания матрешки запутанна и сложна. В ней сошлись традиции японских, немецких и русских токарных игрушек, мастерство потомственного токаря Звездочкина, творческие искания профессионального художника С. Малютина, традиции Сергиево - Посадских иконописцев. В результате появилась единственная в своем роде народная игрушка, о которой мы знаем то, чего не знаем ни об одной народной игрушке – ее авторов и время создания.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Гордец Нижегородской губернии. История возникновения этого необычного села с городским названием (и обликом), давшего имя целому «кусту» деревень, занимавшихся кустарным промыслом, требует отдельного рассказа. Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до наших дней, мы можем назвать такие: городецкие расписные панно, пришедшие на смену знаменитым городецким прялкам; игрушку - «топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней - качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастера саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходмт годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти».

Другая информация:

Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...

Место прозы А.П. Чехова в школьной программе В.Я. Коровиной
Жизнь Чехова должна изучаться в школе в неразрывной связи с его творчеством, с определенными конкретно-историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Нужно показать учащимся проникновение в семью, в гимназию, в университет "духа времени": деспотизма, рабства, форм ...

Разработка комплекса занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников
В апреле 2010 года с младшими школьниками из экспериментальной группы нами были проведены занятия по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Задачи: - оптимизация межличностных отношен ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru