Материалы » Игрушка как социокультурное явление » Города мастеров

Города мастеров

Со временем деревни и слободы, где делали игрушки, расширялись и превращались посады, села и города ремесленников. Живущие и работающие там мастера, становились кустарями, то есть ремесленниками, использовавшими ручной труд и обычно специализирующимися в какой-то одной области производства игрушек.

Таким городом мастеров-ремесленников стал в 18 веке подмосковный Сергиев Посад. Он вырос под стенами Троице - Сергеевой лавры. Близость монастыря, куда день и ночь шли паломники и желавшие иметь «гостинец от Троице - Сергия» - вызвала большой спрос на игрушки. В Посад потянулись для заработка мастеровые люди со всей России, в тои числе и игрушечники. Игрушки перестали быть просто домашними самоделками, они стали более сложными. В их изготовлении принимали участие несколько человек, начиная от подмастерий, выполнявших «чёрную» работу, до мастеров высокого класса – например, мастеров - резчиков из старинного села Богородское, славившегося своими резными деревянными фигурками или мастериц - «одевальщиц», кукол - столбушек в этнографических костюмах и т.д.

Именно Сергиев Посад стал родиной знаменитой игрушки – Матрешки, отпраздновавшей свой 100-летний юбилей. История создания матрешки запутанна и сложна. В ней сошлись традиции японских, немецких и русских токарных игрушек, мастерство потомственного токаря Звездочкина, творческие искания профессионального художника С. Малютина, традиции Сергиево - Посадских иконописцев. В результате появилась единственная в своем роде народная игрушка, о которой мы знаем то, чего не знаем ни об одной народной игрушке – ее авторов и время создания.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Гордец Нижегородской губернии. История возникновения этого необычного села с городским названием (и обликом), давшего имя целому «кусту» деревень, занимавшихся кустарным промыслом, требует отдельного рассказа. Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до наших дней, мы можем назвать такие: городецкие расписные панно, пришедшие на смену знаменитым городецким прялкам; игрушку - «топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней - качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастера саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходмт годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти».

Другая информация:

Подходы к стимулированию и развитию творческой активности
Рассмотрим, что же дают информационные и коммуникационные технологии для развития к стимулированию и продолжению творческой активности. 1. Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. Описание творческого пр ...

Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи является чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития а ...

Понятие диалог и различные подходы к изучению диалогической речи
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделен ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru