Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми » Развитие дошкольной педагогики в России

Развитие дошкольной педагогики в России

Страница 7

Основу программы составили два теоретических положения.

Первое — это положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Согласно этому положению основной путь развития ребенка — это амплификация (от лат. amplificatio — расширение), т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В отличие от акселерации (от лат. accelero — ускоряю), т. е. ускорения развития, амплификация предполагает максимально наполненное "проживание" каждого возрастного периода.

Второе теоретическое основание программы — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия с образными средствами, специфичными для дошкольников: схемами, символами, моделями и т. д.

Основываясь на этих положениях, авторы сосредоточили свое внимание не на содержательной стороне обучающего материала (конкретных знаниях и умениях), а на способах действия с этим материалом, что имеет первостепенное значение для развития способностей. При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа "Развитие" — комплексная программа, включающая главные направления познавательного и художественного развития ребенка.

Программа "Развитие" направлена главным образом на развивающее обучение. Она не содержит каких-либо рекомендаций относительно организации жизни детей вне занятий. Авторы программы не выделяют из общего контекста задач социальное или нравственное воспитание детей, считая, что оно достигается "общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям между собой". Специально не выделяются и задачи развития эмоционально-личностных отношений между детьми, так как в программе заложены предпосылки для развития этих отношений через совместную игру, общую изобразительную деятельность, ознакомление с художественной литературой и т. д. Конечно, успешность реализации этих предпосылок зависит прежде всего от личности воспитателя.

Вариантом программы "Развитие" является программа "Одаренный ребенок", предназначенная для образовательной работы с одаренными детьми шестого и седьмого года жизни (в течение двух лет). Обе программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л. А. Венгера о развитии детских способностей. Программа "Одаренный ребенок" предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных в плане общих способностей детей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения. Однако в целом по методическим принципам программы "Одаренный ребенок" и "Развитие" совпадают.

Программа "Золотой ключик" - разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.

Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания — максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в изучении экономики в школе
Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то, что образует индивидуальность учебного курса данного преподавателя. Только пр ...

Типология уроков
Комбинированный урок 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап инфор ...

Сравнительная характеристика нарушений и отклонений в развитии ребенка
Сегодня одной из наиболее актуальных является проблема охраны здоровья подрастающего поколения - наиболее ранимой и незащищенной части населения, подвергающейся воздействию многообразных факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. По данным официальной статистики заболеваемость д ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru