Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми

Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми

Становление и развитие дошкольного образования - явление историческое. В процессе общественного преобразования у каждого народа складывалась своя особенная национальная система воспитания.

На современном этапе развития России образованию отведена ключевая роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Произошедший в 1990-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения в сфере образования.

Историческое развитие дошкольного образования это и современная проблема. Знание истории данного процесса, которая содержит в себе опыт прогнозирования, может помочь выбрать оптимальные пути перевода дошкольных образовательных учреждений в "режим развития"; создать единое образовательное пространство в районе для успешного вхождения детей в систему мировой культуры без ущемления национальных интересов; осознать роль исторического материала в структуре национально-регионального компонента как дошкольного, так и вузовского образования; глубоко понять взаимосвязь общечеловеческого и национального, общероссийского и регионального; осмыслить взаимообусловленность традиционного и инновационного в цивилизационном процессе развития каждого из народов российского общества, что чрезвычайно важно в условиях стандартизации образования.

Обусловленность развития дошкольного воспитания социально-экономическими и этнокультурными особенностями различных регионов, необходимость специального историко-педагогического изучения этого процесса на территории конкретных регионов убедительно показана в работах Е.Г. Андреевой, О.В. Парфеновой, B.C. Крыловой, Т.К. Лютовой и других исследователей.

Дошкольное воспитание в Мотовилихинском районе города Перми - исторический факт, который имеет большое значение не только для истории дошкольной педагогики, но и истории педагогики, как феномен истории образования и воспитания. История же образования в рассматриваемом районе представляла собой преимущественно историю школьной педагогики. Она не отражала педагогическую мысль и практику организации системы дошкольного образования. Включение в историко-педагогическую науку истории дошкольного воспитания позволит рассмотреть процесс становления и развития образования в Мотовилихинском районе города Перми целостно.

Анализ разработанности данной проблемы свидетельствует о том, что отдельные аспекты дошкольного образования в Мотовилихинском районе г. Перми затрагивались в связи с выявлением объективных закономерностей развития теории и практики народного образования (В.В. Кирдяшкин, К. А. Котков, Л.В. Кудаева, Н.В. Кузнецова, Г.Я. Меркушкин, А.В. Ососков и др. ), оценкой состояния дошкольных учреждений (Л.Н. Копылова, Г.А. Лотванова, Л.И. Мужелевская, Л.В. Русскова, М.Т. Шишкина и др.), описанием особенностей семейного и общественного дошкольного воспитания в социуме (В.К. Абрамов, В.А. Балашов, Н.Ф. Беляева, Г.А. Полумордвинов, Г.К.Ульянов и др.), характеристикой социокультурного развития изучаемого нами района.

В то же время эти работы не создают целостную картину изучаемого процесса, не позволяют проследить динамику, тенденции развития дошкольного образования в Мотовилихнском районе города Перми и определить особенности его протекания.

Мотовилихинский район города Перми, имея общие черты социально-экономического и социокультурного развития, обладал существенными специфическими чертами. Во-первых, социально-экономическими: будучи в основном рабочим, он представлял собой рабоче-крестьянское население, вследствие чего в районе преобладала особая культура со своим жизненным укладом, сложившимися традициями и привычками, обусловленными трудом рабочих (в это время активно развивается промышленность города: в районе это старейший завод, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы"). Во-вторых, образовательными: развитие, системы образования осуществлялось на территориальном, не на личностном начале. Все это наложило специфический отпечаток на развитие дошкольного образования, которое отставало от российского и потребностей населения Мотовилихинского района. В частности, долгое время отсутствовали единая нормативно-правовая база становления системы дошкольного образования, управленческая структура, профессиональная подготовка кадров, необходимое финансирование, глубокое понимание населением значимости дошкольного образования в их жизни и т.д.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью в осмыслении процесса становления и развития дошкольного образования на территории Мотовилихинского района и отсутствием специальных исследований, характеризующих сущность и особенности этого процесса в его историческом развитии. Необходимость конструктивного решения данного противоречия обусловила актуальность данного исследования, и определила его проблему: каковы факторы, условия, этапы и сущностные характеристики процесса становления и развития дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми. Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — система дошкольного образования Мотовилихинского района города Перми.

Предмет исследования — процесс становления и развития дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить специфические черты и историю становления дошкольного образования в России.

2. Рассмотреть основные факторы и условия, способствовавшие успешному становлению и развитию дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми.

3. Изучить организационно-практические и теоретические проблемы в области дошкольного образования Мотовилихинского района города Перми.

В целях решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ литературных и архивных источников, материалов периодической печати; метод обобщения и систематизации фактического материала; сравнительно-сопоставительный анализ состояния дошкольного образования на разных исторических этапах развития; системный анализ, учитывающий социально-экономические, этнокультурные и другие факторы развития дошкольных учреждений.

Методологической основой исследования является диалектическая концепция о единстве общего, особенного и единичного в развивающемся объекте; принципы исторического и логического в педагогическом познании, научности и объективности; положение о взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы попытаемся воссоздать целостную картину развития дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми; определены основные этапы данного процесса; обоснованы особенности организации и содержания деятельности основных типов детских учреждений района; выявлены социально-педагогические, политические и социокультурные факторы и условия, способствовавшие развитию дошкольного воспитания в Мотовилихинском районе города Перми; изучены содержание, основные подходы и формы организации воспитательно-образовательной работы этих учреждений; обозначены организационно-практические и теоретические проблемы в области дошкольного образования района; показана динамика развития профессиональной подготовки специалистов для дошкольных учреждений. Практическое значение нашей работы заключается в том, что. исторический фактический материал, представленный в ней, может обогатить содержание отдельных тем курсов: особенности дошкольного образования на территории отдельных субъектов РФ ("История дошкольной педагогики"), формы и способы воспитания ребенка средствами народной педагогики ("Этнопедагогика"), дошкольные учреждения в социокультурном развитии района ("Краеведение"), роль и место дошкольного воспитания в развитии этноса ("Этнология") и т.д.

Другая информация:

Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу: - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. П ...

Семья и её социальные функции
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных ...

Содержание и современные требования к организации контроля
В условиях большей самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание администра ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru