Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми

Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми

Становление и развитие дошкольного образования - явление историческое. В процессе общественного преобразования у каждого народа складывалась своя особенная национальная система воспитания.

На современном этапе развития России образованию отведена ключевая роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Произошедший в 1990-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения в сфере образования.

Историческое развитие дошкольного образования это и современная проблема. Знание истории данного процесса, которая содержит в себе опыт прогнозирования, может помочь выбрать оптимальные пути перевода дошкольных образовательных учреждений в "режим развития"; создать единое образовательное пространство в районе для успешного вхождения детей в систему мировой культуры без ущемления национальных интересов; осознать роль исторического материала в структуре национально-регионального компонента как дошкольного, так и вузовского образования; глубоко понять взаимосвязь общечеловеческого и национального, общероссийского и регионального; осмыслить взаимообусловленность традиционного и инновационного в цивилизационном процессе развития каждого из народов российского общества, что чрезвычайно важно в условиях стандартизации образования.

Обусловленность развития дошкольного воспитания социально-экономическими и этнокультурными особенностями различных регионов, необходимость специального историко-педагогического изучения этого процесса на территории конкретных регионов убедительно показана в работах Е.Г. Андреевой, О.В. Парфеновой, B.C. Крыловой, Т.К. Лютовой и других исследователей.

Дошкольное воспитание в Мотовилихинском районе города Перми - исторический факт, который имеет большое значение не только для истории дошкольной педагогики, но и истории педагогики, как феномен истории образования и воспитания. История же образования в рассматриваемом районе представляла собой преимущественно историю школьной педагогики. Она не отражала педагогическую мысль и практику организации системы дошкольного образования. Включение в историко-педагогическую науку истории дошкольного воспитания позволит рассмотреть процесс становления и развития образования в Мотовилихинском районе города Перми целостно.

Анализ разработанности данной проблемы свидетельствует о том, что отдельные аспекты дошкольного образования в Мотовилихинском районе г. Перми затрагивались в связи с выявлением объективных закономерностей развития теории и практики народного образования (В.В. Кирдяшкин, К. А. Котков, Л.В. Кудаева, Н.В. Кузнецова, Г.Я. Меркушкин, А.В. Ососков и др. ), оценкой состояния дошкольных учреждений (Л.Н. Копылова, Г.А. Лотванова, Л.И. Мужелевская, Л.В. Русскова, М.Т. Шишкина и др.), описанием особенностей семейного и общественного дошкольного воспитания в социуме (В.К. Абрамов, В.А. Балашов, Н.Ф. Беляева, Г.А. Полумордвинов, Г.К.Ульянов и др.), характеристикой социокультурного развития изучаемого нами района.

В то же время эти работы не создают целостную картину изучаемого процесса, не позволяют проследить динамику, тенденции развития дошкольного образования в Мотовилихнском районе города Перми и определить особенности его протекания.

Мотовилихинский район города Перми, имея общие черты социально-экономического и социокультурного развития, обладал существенными специфическими чертами. Во-первых, социально-экономическими: будучи в основном рабочим, он представлял собой рабоче-крестьянское население, вследствие чего в районе преобладала особая культура со своим жизненным укладом, сложившимися традициями и привычками, обусловленными трудом рабочих (в это время активно развивается промышленность города: в районе это старейший завод, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы"). Во-вторых, образовательными: развитие, системы образования осуществлялось на территориальном, не на личностном начале. Все это наложило специфический отпечаток на развитие дошкольного образования, которое отставало от российского и потребностей населения Мотовилихинского района. В частности, долгое время отсутствовали единая нормативно-правовая база становления системы дошкольного образования, управленческая структура, профессиональная подготовка кадров, необходимое финансирование, глубокое понимание населением значимости дошкольного образования в их жизни и т.д.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью в осмыслении процесса становления и развития дошкольного образования на территории Мотовилихинского района и отсутствием специальных исследований, характеризующих сущность и особенности этого процесса в его историческом развитии. Необходимость конструктивного решения данного противоречия обусловила актуальность данного исследования, и определила его проблему: каковы факторы, условия, этапы и сущностные характеристики процесса становления и развития дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми. Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — система дошкольного образования Мотовилихинского района города Перми.

Предмет исследования — процесс становления и развития дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить специфические черты и историю становления дошкольного образования в России.

2. Рассмотреть основные факторы и условия, способствовавшие успешному становлению и развитию дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми.

3. Изучить организационно-практические и теоретические проблемы в области дошкольного образования Мотовилихинского района города Перми.

В целях решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ литературных и архивных источников, материалов периодической печати; метод обобщения и систематизации фактического материала; сравнительно-сопоставительный анализ состояния дошкольного образования на разных исторических этапах развития; системный анализ, учитывающий социально-экономические, этнокультурные и другие факторы развития дошкольных учреждений.

Методологической основой исследования является диалектическая концепция о единстве общего, особенного и единичного в развивающемся объекте; принципы исторического и логического в педагогическом познании, научности и объективности; положение о взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы попытаемся воссоздать целостную картину развития дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми; определены основные этапы данного процесса; обоснованы особенности организации и содержания деятельности основных типов детских учреждений района; выявлены социально-педагогические, политические и социокультурные факторы и условия, способствовавшие развитию дошкольного воспитания в Мотовилихинском районе города Перми; изучены содержание, основные подходы и формы организации воспитательно-образовательной работы этих учреждений; обозначены организационно-практические и теоретические проблемы в области дошкольного образования района; показана динамика развития профессиональной подготовки специалистов для дошкольных учреждений. Практическое значение нашей работы заключается в том, что. исторический фактический материал, представленный в ней, может обогатить содержание отдельных тем курсов: особенности дошкольного образования на территории отдельных субъектов РФ ("История дошкольной педагогики"), формы и способы воспитания ребенка средствами народной педагогики ("Этнопедагогика"), дошкольные учреждения в социокультурном развитии района ("Краеведение"), роль и место дошкольного воспитания в развитии этноса ("Этнология") и т.д.

Другая информация:

Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих ...

Понятие об аудировании как виде речевой деятельности
Прежде всего определим понятие аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно американским психологом Брауном. В английском языке, правда, этот термин не употребляется. "Listening comprehension" («восприятие и понимание со слуха»), по мнению зарубежных методисто ...

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru