Материалы » Социокультурные функции образования » Культурный подход

Культурный подход

Страница 1

В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культурную обусловленность и личностную значимость приобретаемых в стенах учебного заведения знаний, умений, навыков, формируемых отношений и оценок. Социальный статус культуры в сознании человека связан с динамикой человеческих сообществ, их перспективами и возможными направлениями реформирования на различных исторических этапах и в соответствии с региональными особенностями (учет пространственно-временного фактора). Это позволяет говорить о том, что в культуре как специфическом способе организации и развития человеческой жизнедеятельности фиксируется ее конкретно-историческое своеобразие, в чем и заключается отличие от биологических форм жизни.

Так, например, в эпоху Античности философы трактовали знания как «природу вещей», при этом, не разделяя «вещи» природного и культурного происхождения. Человек не противопоставлялся природе, наука — искусству, а вера - знанию. Культура Нового времени под влиянием технократических сил общества поставила в центр «прогрессивного человека», упразднив единство знания и разделив его на естественно-научное и гуманитарное. Данная тенденция до сих пор находит свое отражение в специфике содержательных характеристик образовательных программ различных учебных заведений. Ход истории подтверждает, что структурные элементы культуры определяют, в свою очередь, структурные компоненты содержания образования. В то же время современные исследователи, основываясь на данном подходе, утверждают, что достижения культуры, отраженные в содержании образования, переходят в достояние личности и становятся основой развития ее духовности.

С этой точки зрения культура, воплощенная в социальный опыт человечества, определяет совокупность исторически обусловленных средств воспитания и обучения, которые становятся достоянием как личности, так и общества в целом. Поэтому развитие личности происходит за счет первоначального распредмечивания и «присвоения» продуктов как результатов деятельности в духовной и в материальной сферах, их превращения в личностно значимый материал. При этом механизм освоения личностью культуры строится на основе ее интерпретации с точки зрения собственных целей, стремлений и ценностей, т.е. реализуется в сфере культуры посредством активной творческой деятельности человека.

В целом культурологический подход позволяет определить оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии собственно педагогической деятельности.

Одновременно происходит реализация следующих условий использования культурологического подхода в образовательном процессе:

- отбор культурологического содержания, обеспечивающего развитие личности как самого педагога, так и учащихся в совокупности их индивидуально-психологических особенностей;

- определение содержания конкретной сферы социально-культурного опыта, осваиваемого в процессе обучения.

Поэтому содержание образования, должно быть направлено на широкую общекультурную подготовку подрастающего поколения, его активное погружение в контекст общечеловеческой и национальной культуры, поскольку:

1) образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

2) образование есть практика социализации человека и преемственности поколений;

Страницы: 1 2

Другая информация:

Понятие и классификация межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для об ...

Формы работы с фразеологизмами
Важной составной частью работы с фразеологизмами является уяснение их значения. Приемы работы над их значением наиболее полно освещены в работах В.Ф. Гутенева. Правильному уяснению значения в большей мере способствует контекст. Во многих случаях для правильного усвоения значения фразеологизма совер ...

Типология видеоматериалов
В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии: 1) по цели создания — специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адап ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru