Решающую роль в развитии ребенка советская педагогика придавала целенаправленному обучению и воспитанию. Педагогический опыт и специальные исследования советских педагогов убедительно показали, что развитие ребенка происходит не путем вызревания его врожденных задатков, а зависит в первую очередь от условий воспитания — от его содержания, форм и методов. Создавая определенные условия и организуя обучение и воспитание детей, можно целенаправленно влиять на развитие ребенка и управлять им. Все это и обусловило формирование специальной программы дошкольного воспитания, которая обеспечивала возможность всем детям осваивать необходимые знания, умения, навыки и привычки поведения.
Принцип целенаправленности и программности советской педагогики противостоял тенденциям "свободного воспитания", в которых отрицается необходимость какой-либо единой для всех детей программы. Эти тенденции господствовали в западной психологии (в частности, в системах, изложенных выше). Отрицая принципы "свободного воспитания", которые объявлялись "ненаучными" и "реакционными", и утверждая принципы целенаправленности и программности в содержании дошкольного воспитания, советская педагогика достигла больших успехов.
В трудах советских педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания. Целостность и непрерывность педагогического процесса необходимо было сочетать с четким и систематическим расположением материала по возрастному принципу, что позволяло постепенно усложнять материал от группы к группе, от одного возраста к другому.
Еще один важнейший принцип советской дошкольной педагогики — принцип деятельности. Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка — в игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.
Следующий принцип — единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов. Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение.
Воспитательно-образовательная работа с детьми требует систематичности и последовательности, определенной повторяемости и обобщения, т. е. возврата к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному, от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений.
Данные педагогические принципы легли в основу советской программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая являлась обязательным документом и руководством для всех воспитателей нашей страны.
Советская система дошкольного воспитания имела несомненные и очень важные достижения. Одно из них — общедоступность образования для всех слоев населения. По широте охвата и по объему предоставляемых услуг данная система не имеет себе равных в мире. Ни одно государство не могло позволить себе столь масштабных вложений в дошкольное воспитание. Эти вложения давали очевидные результаты.
По своему интеллектуальному развитию подавляющее большинство советских детей находились на достаточно высоком уровне по сравнению с их ровесниками из многих западных стран. Объем знаний и умений, предусмотренных государственной программой дошкольного воспитания в СССР, значительно превосходил соответствующие требования в других странах. Сложность и объем знаний в советской программе дошкольного воспитания больше соответствовали программам обучения в начальной школе, принятым в странах Западной Европы. К тому же советская программа была построена с учетом возрастных особенностей детей и ориентирована на их всестороннее развитие. Обязательность выполнения программы служила гарантией того, что каждый ребенок получил определенный объем педагогических воздействий, что, несомненно, повышало общий уровень образования и познавательного развития детей и обеспечивало хорошую подготовку к школьному обучению.
Другая информация:
О возможности применения системы учебных задач в
программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...
Значение кукольного театра для педагогической работы
В образовательной области «Технология» (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации. Как отм ...
Учреждения дошкольного образования
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: Детский сад. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и д ...