Материалы » Опыт внедрения элективных курсов в предпрофильную и профильную подготовку в школах России » Отечественный опыт профильного обучения

Отечественный опыт профильного обучения

Страница 1

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России?

Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

По Уставу 1804 года учебный план гимназии носил энциклопедический характер. Затем по Уставу 1852 года были установлены 3 типа гимназии: с изучением греческого языка, с изучением законоведения. Их сменили, по Уставу 1864 года, несколько другие три типа гимназии: классическая с греческим и латинским языками, классическая с латинским языком, реальная. Разница между классическими и реальными гимназиями, помимо изучения древних языков, заключалась в объеме преподавания естествознания, которое в реальных гимназиях было усилено. Окончание реальной гимназии не давало права поступления в университет.

По уставу 1871 года единственным типом гимназии была признана классическая с латинским и греческим языками и 8-летним курсом обучения. На изучение древних языков в ней отводился 41 процент всего времени. Вместо реальных гимназий в 1872 году были организованы реальные училища с 6-летним курсом. V и VI классы разделялись на основное и коммерческое отделения. VII класс считался дополнительным и имел общее, механико-техническое и химико-технологическое отделения; эти отделения были закрыты в 1889 году. Тогда же в реальных училищах было усилено изучение новых языков, математики, физики и естествознания, однако эти училища по-прежнему не давали права на поступление в университет, и лишь в начале XX века оканчивающие реальные училища получили доступ на физико-математические и медицинские факультеты университетов.

Кроме гимназий и реальных училищ, в течение XIX века под влиянием потребностей развивающейся промышленности и торговли сложился еще один тип средней школы – коммерческие училища.

В 1901 году в гимназиях было значительно сокращено изучение латинского и греческого языков. Однако вплоть до революции их учебный план сохранил резко выраженный гуманитарный уклон: по плану 1914 года на математику, естествознание, физику и географию отводилось только 31 процентов времени, а химия вовсе не изучалась.

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915–16 гг.: реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н. Игнатьева. В проекте реформы средней школы, разработанной в 1915 году и не реализованной, предусматривалось в 4–7-х классах гимназии введение следующих направлений: новогуманитарного (с одним языком), классического (с одним древним языком и одним новым), реального с двумя ветвями: математической и естественнонаучной (с изучением в них одного нового языка).

Дифференциация общего образования, как она отразилась в последних изданиях учебных планов гимназий, реальных и коммерческих училищ, проходит через весь курс обучения в них. Сопоставление учебных планов дает следующую степень дифференциации их: гимназия – 19,7 процентов, реальное училище – 11,8 процентов и коммерческое училище – 15,5 процентов. В номенклатуре их учебных предметов 10 являются общими; только в гимназии изучались 2 предмета: философская пропедевтика (3 часа) и латинский язык (30 часов); только в коммерческом училище изучались особые курсы химии (7 часов), политической экономии (3,5 часов), товароведения (6 часов), бухгалтерии (9 часов) и ручного труда (9 часов).

Октябрьская революция положила начало новой системе образования – социалистической, основой которой стала единая трудовая школа, гимназии, реальные и коммерческие училища были ликвидированы. В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано «Положение о единой трудовой школе», предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени шкоды. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

При разработке «Положения о единой трудовой школе РСФСР» в 1918 году все члены Государственной комиссии по просвещению были единодушны в том, что курс первых 7 лет обучения должен быть единым для всех учащихся. В отношении же последних 2 лет (VIII и IX) петроградские члены комиссии внесли предложение о возможности полбифуркации и соответствующий проект учебного плана для гуманитарного, естественно-математического и технического отделений. Большинство членов Государственной комиссии отвергло это предложение и в «Положение» оно не вошло. Предлагаемая петроградцами дифференциация учебных планов выражалась в 15,6 процентах (10 часов) для гуманитарного отделения, в 26 процентах (19 часов) для естественно-математического и в 28 процентах (21 час) для технического. Возникли упреки в их адрес по поводу того, что полбифуркации напоминает классические и реальные отделения старых школ. В декларации «Положения» указывалось, что «понятие единой школы означает, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, что все имеют право идти по лестнице до ее наивысших ступеней». В этих указаниях был заложен совсем иной смысл, чем в предложениях о фуркации, что и получило свое выражение в последующем развитии системы народного образования в нашей стране.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...

Культурный подход
В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культу ...

Условия эффективного использования ролевой игры как средства развития диалогической речи на уроках иностранного языка
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому, необходимо подробнее остановиться на ролевой игре. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упраж ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru