Материалы » Опыт внедрения элективных курсов в предпрофильную и профильную подготовку в школах России » Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления

Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления

Страница 4

При выборе и разработке курсов следует учитывать следующее:

1. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», то есть у ученика должна быть возможность реального выбора, название курсов должно быть привлекательным для ученика. Набор курсов желательно определить в конце 8 класса, на основе опросов, анкетирования, собеседования и т.п.

2. Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год. Здесь стоит обратить особое внимание на продолжительность курсов. Чтобы ученик имел возможность поменять за учебный год несколько курсов по выбору, курсы не должны быть длительными. Оптимальная продолжительность курсов находится в пределах. 8–32 часов. Не исключается такая возможность, как курсы другого формата: от 2 и более часов в неделю, например, при проведении тренингов или реализации учебных проектов.

Учебный процесс предпрофильного обучения будет осуществляться по учебному плану, в соответствии с которым на изучение курсов не обязательно будет отводиться 1 час в неделю. Планом предусматриваются и другие возможные варианты. Учащиеся будут изучать курсы в том режиме, который более целесообразен дня успешного прохождения программы. Это могут быть и многочасовые тренинговые занятия в течение одной недели или изучение материала сессионно в течение всего учебного года с перерывами для самостоятельной работы учащихся. Такая организация учебного процесса позволяет широко использовать различные инновационные методы: КСО, метод проектов, модульную технологию, исследовательские методы и др.

Общеобразовательные учреждения могут проводить занятия по предпрофильной подготовке также и во вторую смену. Кроме этого для всех образовательных учреждений одной муниципальной сети, либо для соседних образовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору. При этом может апробироваться одна из возможных идей организации курсов по выбору, когда они являются сетевыми и их пользователями могут становиться учащиеся нескольких общеобразовательных учреждений данной территории.

3. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно не только включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов предложенных типов. В процессе реализации курсов используются разнообразные подходы к организации занятий как академические лекции, семинары (их должно быть минимальное количество), так и проектная и исследовательская деятельность, практики, тренинги, игровые технологии и т.п. При грамотном подходе в школе может осуществляться целенаправленная, опережающая работа по развитию у ученика самой способности принятия решения. А выполняемые в ходе обучения на курсах проекты и исследования могут пополнить портфель индивидуальных достижений – портфолио.

4. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

В качестве дополнительных возможностей для организации предпрофильной подготовки можно рекомендовать:

- делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;

- привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;

- использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;

- использовать современные информационные и коммуникационные технологии (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.);

- использовать практику экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения по той или иной учебной дисциплине.

Элективные курсы могут быть весьма разнообразными и выбираются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональной специфики рынка труда и рынка образовательных услуг). Образовательные сети предпрофильного обучения должны предоставить всем учащимся равные возможности в выборе профиля обучения в старшей школе. В связи с этим муниципальные сети должны отвечать определенным требованиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Города мастеров
Со временем деревни и слободы, где делали игрушки, расширялись и превращались посады, села и города ремесленников. Живущие и работающие там мастера, становились кустарями, то есть ремесленниками, использовавшими ручной труд и обычно специализирующимися в какой-то одной области производства игрушек. ...

Иностранный язык, литература и технология
При выявлении этой межпредметной связи можно выделить слова,чаще всего используемые в изучении разделов кулинария, обработка ткани, которые в разное время были заимствованы русским языком из других языков. При каждом слове дается толкование и справка о его происхождении. Связь иностранного языка и ...

Роль и место математики в профилях различных направлений
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В тоже время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru