Материалы » Опыт внедрения элективных курсов в предпрофильную и профильную подготовку в школах России » Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления

Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления

Страница 2

Индивидуальный режим жизнедеятельности образовательного процесса обеспечивается организацией высокой гибкости образовательной среды. Обучающимся предоставляется широкий спектр возможностей заниматься развивающей деятельности, связанной с удовлетворением их потребностей в реализации своих персональных интересов и склонностей в системе основного и дополнительного образования. Каждому обучающемуся обеспечиваются возможности выбора глубины изучения определенных предметных областей.

Проектирование индивидуальных режимов жизнедеятельности обучающихся осуществляется на основе диагностических данных об их здоровье, их физиологических и психофизиологических особенностях, интересах, склонностях и жизненных планах.

Разработка индивидуальных коррекционных программ позволяет при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной среды, ориентируясь на изменения, происходящие в развивающейся личности, отмеченные в результате диагностических процедур. В связи с разработкой индивидуальной коррекционной программы педагогами совместно со специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и т.п.), а также с соответствующими сотрудниками школы и другими школьниками, осуществляется организация специальной коррекционной образовательной микросреды для отдельных учеников. Для использования в коррекционной образовательной микросреде разрабатываются специальные дидактические материалы.

В школе осуществляется интеграция общего среднего и дополнительного образования. Индивидуальные образовательные траектории через механизм индивидуальных режимов жизнедеятельности включают в себя развивающие ресурсы, как общего среднего, так и дополнительного образования школьников.

В занятия по общеобразовательным дисциплинам включаются элементы содержания дополнительного образования, а также широко используются методы и приемы, характерные для этого вида педагогической деятельности. В свою очередь, различные элементы общего образования вплетаются в ткань процесса дополнительного образования. Специальное расписание занятий обеспечивает чередование общеобразовательных предметов и различных форм дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта.

Ведется методическая разработка межпредметных циклов тематических занятий, объединяющих общие и дополнительное образование в единый учебно-воспитательный процесс. Такая интеграция позволяет достигать, с одной стороны – системности и фундаментальности, обеспечиваемых ресурсами общего образования, а с другой – поддерживает интерес к занятиям, делает их эмоционально насыщенными и безусловно работает на повышение функциональной грамотности обучающихся и на получение социального опыта на основе целенаправленных организационной социально-значимой деятельности.

Равноценность общеобразовательного содержания и содержания социально-значимой деятельности, их интеграция в единый образовательных процесс позволяет каждому обучающемуся в профильной школе успешно соединить значимые познавательные процессы самообразования и самореализации.

Можно условно представить объемы содержания образовательной деятельности по уровням, обеспечивающим функциональную грамотность А, ключевую компетентность В, специальную компетентность С.

Уровни А и В определяются стандартными требованиями, а уровень С определяется способностями и потребностями обучающегося и образовательными ресурсами (среди них важен профессионализм учителя). Поэтому он не стандартизирован, он индивидуален для каждого обучающегося, и его можно представить как широкий спектр уровней С1, С2, СЗ и т.д.

Выбирая индивидуальную траекторию своего образования, ученик знает объемы содержания на каждом из предложенных уровней. Ученики, сгруппированные в класс по одинаковым образовательным траекториям, могут удовлетворить свои потребности в образовании, работая в режиме классно-урочной системы. Это возможно в многопрофильной школе, реализующей широкий спектр познавательных интересов.

Для монопрофильных школ наиболее приемлем вариант кооперации нескольких школ в единый образовательный центр, а при отсутствии такой возможности – выход на индивидуальные консультации или экстернат по одному, двум учебным предметам.

Наиболее благоприятен для обучающихся уровневый, а не классный способ организации учебных занятий. При нем дети работают одновременно в нескольких кабинетах математики или физики, где преподавание обеспечивается на различных уровнях. Социально-значимая деятельность организуется на профильных интересах, углубляя их и обогащая опыт социального взросления обучающихся. При всем разнообразии видов социально-значимой деятельности образовательное учреждение определяет заботу о здоровье обучающихся и их культурно-эстетическом развитии как приоритетные. В любом объединении по профильным интересам эти два направления, реализуемые чаще всего через систему дополнительного образования, осуществляются на протяжении всех лет обучения в III ступени школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...

Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...

Сущность и функции межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru