Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология применения логических опорных конспектов

Технология применения логических опорных конспектов

Страница 1

В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы) и картографические опоры.

ЛОК, или ЛОС, — особая форма организации закодированной учебной информации. К особенностям технологии применения ЛОК относят: 1) выделение этапов в изучении материала; 2) применение различных форм организации учебной деятельности школьников; 3) проявление творческих приемов выражения учебного материала в символах и рисунках; 4) организацию индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися. Логические опоры позволяют учителю многократно и вариативно проводить повторение изучаемого материала, что приводит к более полному его усвоению школьниками.

Зрительное восприятие опорных конспектов (сигналов), воспроизведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти школьников. Использование ЛОК создает благоприятные условия для проверки усвоения учебного материала, позволяет вести четкий учет результатов усвоения каждой темы.

При построении ЛОК (ЛОС) целесообразно соблюдать ряд условий: 1) определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися; 2) разделить учебный материал урока на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока (подобрать определенные знаки, символы, рисунки, т. е. схематические способы кодирования информации); 3) связать все смысловые блоки между собой по содержанию и создать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями; 4) изобразить общую схему содержания урока в форме единого логического опорного конспекта.

ЛОК (ЛОС) должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1) лаконичность (один ЛОК (ЛОС) должен содержать не более 80—100 знаков, так как большее количество сложно запомнить);

2) структурность (ЛОК (ЛОС) должен состоять из малых логических блоков, которые должны быть связаны между собой стрелками);

3) акцентирование основного смысла (основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, рамками, шрифтом, различным расположением,, слов);

4) унификация условных знаков (при построении ЛОС (ЛОК) необходимо использовать уже знакомые школьникам картографические условные знаки, сигналы и символы, при-11 меняемые в рабочих тетрадях и учебниках географии);

5) оригинальность (ЛОК (ЛОС) должен отличаться оригинальностью по форме, графическому исполнению, структуре, что позволит сохранить информацию в памяти на долгий срок);

6) связь с текстом учебника (опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, сопоставить его с учебником, а также с картами атласа" и другими средствами обучения; с этой целью в ЛОК (ЛОС) указываются страницы учебника и атласа, номера параграфов).

При составлении ЛОК (ЛОС) для учащихся 6—7 классов чаще используют схематические рисунки, выделения цветом; в старших классах ограничиваются рамками, линиями.

В методике обучения географии выделяют несколько видов ЛОК (ЛОС).

Текстовые ЛОК представляют собой развернутый, подробный план урока (лекции), в котором выделены смысловые блоки, новые понятия, термины, примеры и пр. Знаки, символы и рисунки в таких ЛОК используются в небольшом количестве.

Более широко используются графические ЛОК, имеющие вид разнообразных схем. Такие конспекты лучше отражают логику и структуру изучаемого материала, причинно-следственные связи между изучаемыми географическими объектами и процессами. Примером генерализованных графических ЛОК являются план-схемы тем в учебнике для 10 класса В.П. Максаковского.

В картографических ЛОК изучаемое содержание накладывается на картографическую основу. Такие ЛОК отражают пространственные и временные связи и взаимоотношения изучаемых объектов и явлений. Картографические опоры применяются при изучении территорий: частей материков, стран и их районов. Примером составления подобных конспектов может служить создание школьниками «визитной карточки» страны в курсах 7 и 10 классов, «лица» региона России в 9 классе.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...

Тематический план дисциплины «Технологический практикум»
Цель и задачи практикума. Цель практикума - привить студенту практические навыки по высокоэффективному использованию и технической эксплуатации станочного оборудования. Задачи практикума. 1. Изучить устройство, рычаги управления, наладку и настройку металлорежущих станков общего назначения. 2. Осво ...

Экологические особенности изучения темы «Аминокислоты»
Человеческое тело не может запасать белки, поэтому сбалансированное белковое питание требуется человеку каждый день. Взрослому человеку весом 82 кг требуется 79 г белка в день. Рекомендуется, чтобы при этом с белками поступало 10 - 12% всех калорий. L-триптофан - незаменимая аминокислота с обширным ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru