Материалы » Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей » Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением

Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением

Страница 4

Таким образом, развитие музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением зависит от компетентности педагогов, желания и возможностей родителей способствовать этому процессу.

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Центральным вопросом, как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации. Задачи специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную деятельность. Исходя из этого, мы посчитали возможным рассматривать музыкальную деятельность и музыкальные способности, которые обеспечивают успешное овладение ею, как средство компенсации сенсорного дефекта.

В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что музыка – это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию ребенка.

Выявление уровня развития музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением явилось одной из задач нашего исследования. Для ее решения был подобран диагностический материал и, соответственно, проведена диагностика. Нами были использованы следующие методики: диагностика музыкальной деятельности (Урунтаева Г.А.), диагностика уровня музыкального и психомоторного развития (Буренина А.С.), диагностика музыкальных способностей (Ведрашко Е.А.). После обработки полученных результатов нами были сделаны следующие выводы: большинство детей с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития музыкальных способностей, т.е. дети способны внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на них, понимать их содержание и давать им эстетическую оценку. Более низкие результаты показали дети при оценке уровня их психомоторного развития. При выполнении предложенных заданий дети испытывали трудности следующего характера: движения детей при исполнении танцевальных этюдов под музыку не отличались плавностью мягкостью, точностью; движения не всегда отражали характер музыки и не совпадали с ритмом, а также началом и концом произведении; детям требовалось много повторений, чтобы запомнить музыку и соответствующие движения под нее; некоторые дети были не способны выразить в движениях и пластики свое восприятие и понимание музыки. Но следует также отметить, что приоритетной в развитии музыкальных способностей является эмоциональная сфера, которая, надо заметить, развита у детей с нарушенным зрением сравнительно хорошо, доказательством этого служат результаты обследования.

Анализируя полученные результаты диагностики, мы посчитали необходимым разработать и апробировать коррекционную программу, цель которой – развитие потенциальных музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением в процессе музыкально – танцевальной деятельности.

С целью анализа эффективности разработанной коррекционной программы, после ее апробации, нами была проведена повторная диагностика. С помощью диагностических методик, которые применялись и в первичном обследовании, нами был выявлен уровень развития музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением. По результатам обследования мы сделали следующие выводы: разработанная нами коррекционная программа по развитию музыкальных способностей явилось достаточно эффективной, т.к. показатели, которые продемонстрировали дети, возросли практически по всем параметрам. Количество детей, которым принадлежит высокий уровень развития музыкальных способностей, увеличилось в среднем на 20%. По завершению коррекционной работы нами была отмечена положительная динамика не только в развитии музыкальных способностей (чувство музыкального ритма, темпа и др.), но и в развитии психических функций в целом (памяти, внимания и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...

Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru