Методом стимулирования музыкальной деятельности является игра. Она служит прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности.
В специальную группу методов можно выделить применение технических средств, среди которых видеоаппаратура, музыкальные центры, магнитофонные устройства и др.
В основе программы лежат общие для детей с разной патологией развития принципы:
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребёнка, которые соотносятся с целями и задачами коррекционно- образовательной работы и предполагают создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями, спецификой нарушений в развитии.
2. Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Он обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребёнка с проблемами. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребёнка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребёнка и характера нарушения.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Он состоит в признании самоценности личности и создании условий для её гармонического развития, предъявления к ребёнку разумных и посильных требований.
4. Принцип коррекционно - компенсирующей направленности обучения и воспитания. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребёнка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.
5. Принцип личностно – деятельностного подхода в воспитании и обучении. Личность ребёнка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми
6. Принцип художественно-коррекционного воздействия. Он предполагает использование художественно- коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно- эстетического развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.
Работа с детьми проводится на занятиях по коррекционной ритмике в групповой форме, один раз в неделю по 25 минут. Для достижения наилучших результатов коррекционные занятия строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям, проводятся по следующей схеме: вводная часть, основная часть и заключительная часть.
Вводная часть предусматривает приветствие детей и проведение ритмической разминки. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку (ходьба спокойного характера, энергичная ходьба, марш и бег с изменением направления, с перестроениями, со сменой видов движений), а так же упражнения, направленные на развитие чувство ритма и темпа. При проведении вводной части в первую очередь ставится задача – сформировать у дошкольника чувство музыкального ритма и темпа в движении. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребёнка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнения под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. Танцы и двигательные упражнения с пением также способствуют формированию у детей чувства музыкального ритма и ритма в целом.
Основная часть может включать в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
Другая информация:
Гуманизация образования и воспитания в современных условиях
Сложившаяся в настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в стране требует глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных программ развития, усиление положительных мотивов учения, ...
Выявление уровня сформированности обществоведческих знаний у
третьеклассников
В ноябре 2009 года был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании принимали учащиеся МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» – экспериментальный 3 класс, всего 12 человек; учащиеся МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» – контрольный 3 класс, всего 16 человек. В э ...
Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию
старших подростков
В данном разделе рассмотрим понятие "организованное общение". Организованное общение - такое взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в специальных формах и имеет своей целью обучение детей гумманному взаимодействию. Основной отличительной особенность ...