Материалы » Понятие функции в школьной программе по математике » Методика изучения темы "Линейная функция"

Методика изучения темы "Линейная функция"

Страница 4

На основании введенного понимания зависимости вводится общепринятое обозначение у=f(х). Теперь новым объектом изучения становится способ нахождения зависимой переменной через независимую. Ответ на вопрос о том, почему зависимость называется линейной, будет найден на следующем этапе.

Уточнение понятия линейная функция

Поскольку появился совершенно новый объект изучения необходимо посмотреть, как он включен в систему частных задач, тем самым выявить его некоторые характерные особенности.

А. Выделение понятий зависимая, независимая переменные "в чистом виде"

Цель этого шага в том, чтобы выделить в "чистом виде" понятия зависимая и независимая переменные. В предлагаемом задании учащимся необходимо ввести обозначения для зависимой переменной, при этом выражение, которое содержит независимую переменную задано. Основной трудностью является понять (установить) тот факт, что для получения алгебраической записи зависимости необходимо сопоставить зависимой переменной выражение, содержащее независимую переменную. Средством, позволяющее выполнить задание, является введенная ранее форма записи линейной зависимости.

Б. Выделение характеристик линейной формулы

В процессе поиска способа нахождения решений линейного уравнения с двумя неизвестными остался открытым вопрос о том, какие математические объекты (уравнения, зависимости) следует относить к линейным. На данном этапе учащимся предлагается найти на него ответ, выполняя задание, в котором требуется соотнести имеющуюся форму записи линейной зависимости с предложенными зависимостями, не все из которых линейные. Затруднение и основное содержание этапа заключается в том, что нужно обратить внимание на существенные отличия линейного выражения от других, и выделить такие его характерные черты, как отсутствие в нем произведения переменных, входящих в его состав, и их степеней.

Специфика понятия линейная функция

После того, как учащиеся выявили аспекты линейности и зависимости, им предлагается посмотреть на роль линейной зависимости по отношению к линейному уравнению.

А. Линейная функция как средство для восстановления уравнения

Цель шага – ввести представления о линейной функции как средства восстановить уравнение. В предлагаемом задании требуется восстановить линейное уравнение по заданной зависимости, и обнаружить, что функции вида у=f(x) позволяют находить решения целого класса линейных уравнений. Основное затруднение, фактически, заключается в том, что нужно понять, что требуется решить задачу обратную к той, которую решали при поиске способа нахождения решений линейного уравнения с двумя неизвестными. Для того чтобы восстановить линейное уравнение необходимо преобразовать заданную функцию у виду линейного уравнения, т.е. перенести все слагаемые в левую часть, так, чтобы правая часть была равна нулю. В ходе выполнения задания могут появиться разные варианты восстановленных уравнений из одной зависимости. Сравнивая множества решений полученных уравнений, учащиеся выясняют, что они совпадают. Это и означает, что уравнение по заданной зависимости восстанавливается неоднозначно.

Б. Линейная функция как способ нахождения решений класса линейных уравнений с двумя неизвестными

Цель – ввести представления о линейной зависимости как способе нахождения решений класса линейных уравнений с двумя неизвестными. Теперь учащимся предлагается восстановить уравнение по заданной зависимости, и обнаружить, что решения линейного уравнения задают только те функции, которые сами являются линейными или приводятся к ним равносильными преобразованиями. В качестве затруднения, которое возникает у учащихся, можно назвать выбор способа выполнения задания. Можно выделить три способа выполнения задания:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...

Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями
С целью изучения деятельности классного руководителя нами было проведено исследование в шестом классе средней общеобразовательной школы № 47 города Омска, чтобы выявит процесс деятельности классного руководителя с родителями. Данное исследование проводилось в 6а классе, в котором насчитывается 20 ч ...

Религиозно-церковная реформация. Сущность реформаторского движения
Вскоре, к увлечению античной литературой, ее духом и выражением, стилем, присоединился и еще важный фактор развития новых идей, религиозно-церковная реформация. Если гуманистическое движение, в общем, было движением аристократическим и захватывало собой только избранный круг образованных людей, то ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru