Материалы » Учреждения образования Пензенской области как объект управления » Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области

Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области

Страница 1

Рынок образовательных услуг является достаточно открытым для проникновения конкурентов, с высоким уровнем дохода от основной (оказание образовательных услуг) и вспомогательной (консалтинговая, издательская и полиграфическая деятельность, сдача помещений в аренду, коммерческая деятельность и др.) деятельности, что объясняется в первую очередь, уникальностью рынка образовательных услуг как такового. Профессиональное образование - единственная отрасль экономики в равной мере связанная со всеми остальными отраслями и формирующая "человеческий капитал" для сферы материального и нематериального производства. Этим объясняется постоянный высокий интерес к сфере образования как к рынку формирования первоначальных благ в виде приращения стоимости "человеческого капитала".

Как уже отмечалось ранее, образовательное учреждение функционирует в условиях ресурсных и институциональных ограничений.

Под барьером входа подразумеваются ограничения структурного (особенности организации и функционирования) и поведенческого (зависящие от поведения "игроков" на рынке) характера, влияющие как на структуру рынка образовательных услуг, так и на внутреннюю норму прибыли и рыночное поведение субъектов рынка. В теории экономики отраслевых рынков выделяют несколько типов барьеров, применительно к сфере образовательных услуг целесообразным, на наш взгляд, является исследование административных (институциональных), структурных и поведенческих барьеров.

Административные (институциональные) барьеры. Теоретически административные барьеры, применительно к сфере материального производства и товарному рынку носят поведенческий характер, однако, проведенные нами исследования позволяют классифицировать их по отношению к рынку образовательных услуг как структурно-поведенческие. Проявляющиеся в механизмах государственного контроля, аккредитации, лицензирования, квотирования (в виде бюджетного финансирования государственного заказа на подготовку) образовательной деятельности системы профессионального образования, этот барьер выступает системообразующим (институциональным) ограничением (рис.6) рынка образовательных услуг (системы профессионального образования).

Преодоление институционального барьера связано, прежде всего, с соблюдением требований государственных стандартов профессионального образования, получением лицензии на образовательную деятельность, успешным прохождением контроля (аккредитационной комиссией контролируются установленные показатели), формированием благоприятных условий для увеличения бюджетного финансирования и др.

Административные ограничения могут проявляться через создание искусственных преград для проникновения новых вузов на рынок (через лоббирование собственных интересов в органах государственной власти).

В процессе исследования нами были выделены и исследованы следующие виды структурных барьеров (по убывающей степени проявления и значимости), проявившихся на рынке образовательных услуг Пензенской области:

1. Ограничения на перспективное увеличение спроса на образовательные услуги в виде ухудшения демографической ситуации и снижения количества потенциальных потребителей образовательных услуг начиная с 2009 года. К этому же барьеру можно отнести снижение квалификационного уровня педагогического персонала образовательных учреждений. Преодоление этого барьера для вуза может выражаться в разработке перспективного сегмента рынка образовательных услуг - переподготовки и повышения квалификации, реализации краткосрочных образовательных программ. Немаловажное значение в преодолении этого барьера имеет кадровое обеспечение вуза.

2. Барьер, основанный на эффекте масштаба, "историческом запасе развития" и наличии государственного финансирования формирует у потенциальных потребителей- абитуриентов соответствующий уровень лояльности к вузу, который формируется на основе представления потребителя о масштабе и надежности деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Проявление этого барьера выражается в стремлении большинства потребителей снизить степень информационной асимметрии в потреблении образовательной услуги. Выбирая вуз с больший "историческим запасом развития" абитуриент надеется, что полученное образование окажется достаточно качественным, а полученная специальность - востребованной на рынке труда. Объем предложения образовательных программ, их разнообразность и исторические традиции развития формируют в сознании потребителя устойчивый образ вуза, что можно назвать так же проявлением влияния брэнда на рынке.

Так, например, основными крупными вузами, с большим набором образовательных программ и достаточно долгой историей развития на рынке образовательных услуг города Пензы являются: Пензенский государственный университет (реализует 56 программ профессиональной подготовки высшего образования); Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского (32 программы подготовки); Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (23 программы высшего профессионального образования); Пензенская государственная технологическая академия (15 программ высшего, 6- среднего; 18 программ начального профессионального образования); Пензенская государственная сельскохозяйственная академия (11 программ высшего профессионального образования); Всероссийский заочный финансово-экономический институт (4 программы); Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) – представительство- Пензенский институт открытого образования (ПИОО)(6 лет на рынке, 3 основные образовательные программы).

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Психологическая природа связной монологической речи
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «с ...

Методика изучения эпических произведений в школе
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А. Рыбникова: "Методические приемы диктуются природой произведения . Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует ...

Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru