Рынок образовательных услуг является достаточно открытым для проникновения конкурентов, с высоким уровнем дохода от основной (оказание образовательных услуг) и вспомогательной (консалтинговая, издательская и полиграфическая деятельность, сдача помещений в аренду, коммерческая деятельность и др.) деятельности, что объясняется в первую очередь, уникальностью рынка образовательных услуг как такового. Профессиональное образование - единственная отрасль экономики в равной мере связанная со всеми остальными отраслями и формирующая "человеческий капитал" для сферы материального и нематериального производства. Этим объясняется постоянный высокий интерес к сфере образования как к рынку формирования первоначальных благ в виде приращения стоимости "человеческого капитала".
Как уже отмечалось ранее, образовательное учреждение функционирует в условиях ресурсных и институциональных ограничений.
Под барьером входа подразумеваются ограничения структурного (особенности организации и функционирования) и поведенческого (зависящие от поведения "игроков" на рынке) характера, влияющие как на структуру рынка образовательных услуг, так и на внутреннюю норму прибыли и рыночное поведение субъектов рынка. В теории экономики отраслевых рынков выделяют несколько типов барьеров, применительно к сфере образовательных услуг целесообразным, на наш взгляд, является исследование административных (институциональных), структурных и поведенческих барьеров.
Административные (институциональные) барьеры. Теоретически административные барьеры, применительно к сфере материального производства и товарному рынку носят поведенческий характер, однако, проведенные нами исследования позволяют классифицировать их по отношению к рынку образовательных услуг как структурно-поведенческие. Проявляющиеся в механизмах государственного контроля, аккредитации, лицензирования, квотирования (в виде бюджетного финансирования государственного заказа на подготовку) образовательной деятельности системы профессионального образования, этот барьер выступает системообразующим (институциональным) ограничением (рис.6) рынка образовательных услуг (системы профессионального образования).
Преодоление институционального барьера связано, прежде всего, с соблюдением требований государственных стандартов профессионального образования, получением лицензии на образовательную деятельность, успешным прохождением контроля (аккредитационной комиссией контролируются установленные показатели), формированием благоприятных условий для увеличения бюджетного финансирования и др.
Административные ограничения могут проявляться через создание искусственных преград для проникновения новых вузов на рынок (через лоббирование собственных интересов в органах государственной власти).
В процессе исследования нами были выделены и исследованы следующие виды структурных барьеров (по убывающей степени проявления и значимости), проявившихся на рынке образовательных услуг Пензенской области:
1. Ограничения на перспективное увеличение спроса на образовательные услуги в виде ухудшения демографической ситуации и снижения количества потенциальных потребителей образовательных услуг начиная с 2009 года. К этому же барьеру можно отнести снижение квалификационного уровня педагогического персонала образовательных учреждений. Преодоление этого барьера для вуза может выражаться в разработке перспективного сегмента рынка образовательных услуг - переподготовки и повышения квалификации, реализации краткосрочных образовательных программ. Немаловажное значение в преодолении этого барьера имеет кадровое обеспечение вуза.
2. Барьер, основанный на эффекте масштаба, "историческом запасе развития" и наличии государственного финансирования формирует у потенциальных потребителей- абитуриентов соответствующий уровень лояльности к вузу, который формируется на основе представления потребителя о масштабе и надежности деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Проявление этого барьера выражается в стремлении большинства потребителей снизить степень информационной асимметрии в потреблении образовательной услуги. Выбирая вуз с больший "историческим запасом развития" абитуриент надеется, что полученное образование окажется достаточно качественным, а полученная специальность - востребованной на рынке труда. Объем предложения образовательных программ, их разнообразность и исторические традиции развития формируют в сознании потребителя устойчивый образ вуза, что можно назвать так же проявлением влияния брэнда на рынке.
Так, например, основными крупными вузами, с большим набором образовательных программ и достаточно долгой историей развития на рынке образовательных услуг города Пензы являются: Пензенский государственный университет (реализует 56 программ профессиональной подготовки высшего образования); Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского (32 программы подготовки); Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (23 программы высшего профессионального образования); Пензенская государственная технологическая академия (15 программ высшего, 6- среднего; 18 программ начального профессионального образования); Пензенская государственная сельскохозяйственная академия (11 программ высшего профессионального образования); Всероссийский заочный финансово-экономический институт (4 программы); Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) – представительство- Пензенский институт открытого образования (ПИОО)(6 лет на рынке, 3 основные образовательные программы).
Другая информация:
Упражнение как способ развития лексических навыков
Лексический механизм речи функционирует благодаря взаимодействию операций, осуществляемых с лексическими единицами в процессе ведения беседы, говорения, аудирования, чтения и письма. Эти операции различны в репродуктивных и рецептивных видах речевой деятельности, соответственно различаются между со ...
Язык схоластического образования и школы
Общим языком образования и школы в средние века был и оставался. Все изучалось только на нем и посредством его он был „дверью наук и образования. Естественно, этой дверью образование отделялось от народной массы и, благодаря ей, составляло, в общем, привилегию только некоторых, кто эту дверь открыв ...
Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: «дремучий» - подбирались такие слова, как «дремлет», «древний» и т.д.; «знойный» - «злобный», «злючий», «зимний» и т.д.; «мужественный» - «мужчина», «муж», «мужик» и т.д. Данное зад ...