Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Возможности организованного общения в обучении старших подростков групповому взаимодействию

Возможности организованного общения в обучении старших подростков групповому взаимодействию

Страница 5

Подростки получили новый положительный опыт, который необходимо периодически актуализировать, а так же совершенствовать имеющиеся навыки и умения.

Эффективность проведенной нами системы занятий организованного общения по обучению группового взаимодействия старших подростков была подтверждена результатами повторной диагностики, что в свою очередь подтверждает гипотезу, положенную в основу экспериментальной части нашего исследования.

Изучая возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования, мы рассмотрели теоретические основы обучения групповому взаимодействию старших подростков, выявили специфику социального воспитания в учреждении дополнительного образования, охарактеризовали организованное общение как средство обучения групповому взаимодействию.

Описывая особенности обучения групповому взаимодействию старших подростков, мы опирались на труды А.В. Мудрика, М.В. Шакуровой, В.Р. Ясницкой и других исследователей в данной области, которые предполагают, что обучение групповому взаимодействию состоит из этапов: включение членов коллектива в процессы выдвижения целей, планирование работы, реализации намеченного плана, анализ проделанной работы. Эти составляющие обучения взаимодействия осуществляются несколькими средствами: обучение в процессе совместной деятельности, создание обучающих ситуаций, организация самоуправления и организованное общение.

Раскрывая тему работы, мы подробно рассматриваем такое средство обучения взаимодействию старших подростков как – организованное общение. Организованное общение – это специально планируемые и организуемые педагогом формы коллективного общения, направленные на развитие коммуникативного опыта воспитанников. Одной из основных задач организованного общения является обучение взаимодействию. Осуществляется в таких формах, как тренинги общения, групповые дискуссии, коммуникативные, ролевые и деловые игры и др.

На эффективность при обучении групповому взаимодействию влияют внешние и внутренние условия. Внешние условия - это благоприятный психологический климат в группе, готовность педагога к обучению взаимодействию и наличие совместной деятельности и цели. Внутренние - коммуникативные навыки воспитанников, мотивация воспитанников и принятие групповых норм и ценностей участниками группы.

Для проверки данных положений нами был составлен и апробирован комплекс методик, который позволил выявить условия обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования. Получить разностороннюю информацию о готовности педагогов дополнительного образования к обучению групповому взаимодействию старших подростков и уровне готовности к групповому взаимодействию у подростков, благодаря участию в экспериментальной работе не только самих детей, но и педагогов дополнительного образования.

Обследование проводилось на базе МОУДОД " Детский морской центр "Североморец" г. Северодвинска. Для проведения исследования были взяты две группы подростков, возраст которых от 13-15 лет, обучающихся вместе в течение года и педагоги, работающие с такой возрастной группой как старшие подростки.

При проведении констатирующего эксперимента нами были исследованы внешние и внутренние условия обучения групповому взаимодействию. Для исследования из условий обучения взаимодействию мы выбираем только два условия - готовность педагога к обучению взаимодействию старших подростков и готовность воспитанников к взаимодействию. Так как остальные условия (благоприятный психологический климат, наличие совместной деятельности, мотивация к взаимодействию, принятие групповых норм и ценностей участниками группы) присутствуют в процессе обучения в учреждении дополнительного образования и обусловлены спецификой дополнительного образования.

Данные констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу.

Для доказательства гипотезы мы выделили основные направления и разработали содержание обучающей работы, которые нашли свое отражение в представленной нами системе занятий организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков.

Разработанная нами система занятий организованного общения была построена с учетом результатов диагностики констатирующего эксперимента, а так же в соответствии с этапами обучения групповому взаимодействию.

Поскольку система занятий предназначена для работы со старшими подростками, обучающимися в учреждении дополнительного образования, при отборе содержания мы учитывали особенности их возраста и образовательного специфику учреждения.

Прежде всего, мы считали необходимым обучить воспитанников гуманному демократическому взаимодействию. Для этого в программу включались упражнения, которые помогали прислушаться к состоянию другого человека, координировать свои действия с действиями других, развивали познавательную сферу воспитанника, интерес к совместной деятельности, развитие коммуникативных навыков, обучали навыкам конструктивного разрешения конфликтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Характеристика инфекционных заболеваний: менингит, полиомиелит, корь, грипп
Менингит (от др.-греч. μῆνιγξ — мозговая оболочка) — гнойное или серозное воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга, вызываемое бактериями, вирусами и другими причинами. Возникает как самостоятельное заболевание или как осложнение другого процесса. Наиболее ...

Целостный подход
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Действит ...

Дисциплина средневековой школы
Так как схоластическое обучение, и по составу предметов, и по языку, и по чуждым самодеятельности ученика приемам, не представляло интереса и не согласовалось с законами развивающегося, юношеского духа, то оно могло основываться только на строгой дисциплине. Вместе с тем, обучение это не могло имет ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru