На этапе планирования взаимодействия выявили, что высокий уровень взаимодействия у 40% группы (6 человек), средний уровень – 60% (9 человек), воспитанников с низким уровнем взаимодействия не выявлено. Подростки в большинстве своем были заинтересованы во взаимодействии, проявляли умение договариваться со сверстниками, организовывали совместную деятельность, согласовывая при этом свои действия с действиями других.
На этапе достижения цели выявили, что высокий уровень взаимодействия у 40% группы (6 человек), средний уровень взаимодействия у 60 % группы (9 человек). Воспитанников с низким уровнем взаимодействия не выявлено. Подростки оказывали помощь партнеру по взаимодействию, как правило, по своей инициативе. В конфликты вступали редко и старались разрешить их самостоятельно, адекватно оценивали общий результат.
На этапе подведения итогов наблюдения показали, что высокий уровень взаимодействия у 40% группы (6 человек), средний уровень взаимодействия у 60% группы (9 человек), воспитанников с низким уровнем взаимодействия не выявлено. Подростки проявляли желание сотрудничать, уважение и учет интересов других.
Так же, для проверки эффективности формирующего эксперимента, была проведена методика констатирующего эксперимента "Выявления уровня сформированности коммуникативных умений". Результаты представлены в таблице 10.
Распределение результатов по уровням сформированности коммуникативных умений в экспериментальной и контрольной группах (количество детей указано в процентах - %)
Таблица 10
Уровень сформированности коммуникативных умений |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент | |
Высокий |
13 |
13 |
30 |
30 |
Средний |
67 |
87 |
70 |
70 |
Низкий |
20 |
0 |
0 |
0 |
В констатирующем эксперименте мы выявили, что в экспериментальной группе 20% воспитанников имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений. При проведении повторной диагностики после проведения формирующего эксперимента воспитанников с низким уровнем не выявилось.
В констатирующем эксперименте различия между результатами экспериментальной и контрольной группах были существенными. При проведении повторной диагностики результаты примерно на одном уровне.
В большинстве своем подростки стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. С удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Таким образом, все выше сказанное позволяет нам говорить об эффективности реализованной нами системы занятий организованного общения при обучении старших подростков групповому взаимодействию, тем самым мы подтверждаем гипотезу, положенную в основу экспериментальной части нашего исследования.
Однако, на наш взгляд, для достижения большей эффективности необходимо продолжать работу в данном направлении.
Подростки получают новый для себя положительный опыт, который необходимо периодически актуализировать, а так же совершенствовать имеющиеся навыки и умения.
Подводя итоги, отметим, что разработанная нами система занятий организованного общения была построена с учетом результатов диагностики констатирующего эксперимента, а так же в соответствии с этапами обучения групповому взаимодействию.
Поскольку система занятий предназначена для работы со старшими подростками, обучающимися в учреждении дополнительного образования, при отборе содержания мы учитывали особенности их личного развития и специфику учреждения.
Прежде всего, мы считали необходимым обучить воспитанников гуманному демократическому взаимодействию. Для этого в программу включались упражнения, которые помогали прислушаться к состоянию другого человека, координировать свои действия с действиями других, развивали познавательную сферу воспитанника, интерес к совместной деятельности, развитие коммуникативных умений, обучали навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
Другая информация:
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №73 г. Краснодара. В эксперименте принимали участия учащиеся 5-ых классов. В начале учебного 2012-2013 года мы начали изучение педагогических технологий, в частности здоровьесберегающих. Теоретический анализ литературных источников по теме иссл ...
Выбор
системы поддержки обучения через Интернет
На начальном этапе развития дистанционного образования в России, в условиях отсутствия информации и опыта обучения в среде Интернет многие вузы разрабатывали собственные сайты для поддержки сетевого обучения. Чаще всего, это были электронные библиотеки или файловые архивы, в которых хранились элект ...
Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.). Иначе говоря, требуется не только особ ...