Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Страница 1

Практическая работа по развитию связной письменной речи в 9 классе проводилась в несколько этапов. Каждый этап рассмотрим в отдельном пункте.

Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида).

Учащимся было необходимо составить характеристику главного героя произведения Л.Н. Толстого «После бала».

Работа над составлением характеристики героя является для уча­щихся с ограниченным интеллектом самой сложной на уроках литера­турного чтения. Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен учащимся коррекционной школы. Если же в произведении нарушена хронологическая последовательность событий или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми и познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику. Такими произведениями, например, являются изучаемые в 9 классе рассказы «Танька» И. Бунина и «Стенька Разин» В. Шукшина. Еще труднее понять характер героя, составить его характеристику, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя, когда в той или иной ситуации рассказа надо понять его эмоциональное состояние, при­чину этого состояния и дать нравственную оценку характера героя. Та­ким рассказом является рассказ Л.Н. Толстого «После бала», изучаемый в 8 классе. К тому же чувства героя и их причина познается через пони­мание поступков и характера другого героя. Вот о работе по сосзнанно­му освоению содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала», составлению рассказа-характеристики и пойдет речь.

В рассказе две главы, но логически первую главу можно (и нужно) разделить на две части: первая часть, где говорится о влюбленности героя в Вареньку, вторая - где речь идет о ее отце, о восприятии героем отца и дочери единым целым. Выделение этих двух чувств героя в дальнейшем даст возможность понять, почему с изменением чувства к отцу ушла и любовь к дочери.

В рассказе сразу сообщается о душевном состоянии героя («был я сильно влюблен», «самая моя сильная любовь»). При аналитическом чтении акцент в задаваемых вопросах делается на этом чувстве.

- О каком своем чувстве говорит герой?

- Как выглядела Варенька?

При ответе на второй вопрос обязательно называются или зачиты­ваются эпитеты: «высокая, стройная, грациозная и величественная». При этом объясняются слова «грациозная» (изящная, красивая в движе­ниях) и «величественная» (вызывающая, внушающая преклонение, ува­жение). Повторение этих слов дает надежду, что в дальнейших своих ответах, описаниях чувств героя учащиеся используют эти слова, а не только привычные «красивая», «хорошая».

В процессе работы вместе с учащимися составляется план буду­щего рассказа-характеристики, акцентируется их внимание на состоя­нии души героя, используются выражения из текста, чтобы в заключи­тельном рассказе учащиеся обращались к очень богатому языку расска­за. Первый пункт плана выводится из предыдущего анализа текста.

1. «Самая сильная любовь» героя.

Для того, чтобы понять состояние души героя, обращается внима­ние на бытовые детали, атмосферу и всю обстановку бала («бал был чудесный»). Чтобы понять, почему бал был чудесный, выделяется ряд его сторон. Во-первых, атмосфера бала.

- У кого был бал?

(«у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола», и жены его, такой же благодушной). Обязательно целена­правленно выясняем смысл выделенных слов, чтобы подвести учащихся к пониманию общего настроения бала, идущего от хозяев.

- Чем еще был чудесен бал?

Лучше описание бала зачитать («Бал был чудесный: зала прекрас­ная, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный»). При этом объяснить выражения: кре­постные музыканты, помещик-любитель. Выясняется особое воспри­ятие этого бала героем.

- Почему для героя этот бал был особенно чудесным? (Потому что он много танцевал со своей любимой Варенькой).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Становление диалогической речи в онтогенезе
Диалогическая речь не дана человеку от рождения, ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером – носителем коммуникативной культуры. Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему сре ...

Разработка формы учебных и методических материалов для учителя по теме "Линейная функция"
Учителя традиционной системы обучения при подготовке к урокам используют методические комментарии авторов и текст учебника. В экспериментальной программе МАРО текстов учебника нет (и быть не может из-за особенностей программы), поэтому встает задача создания методического обеспечения для учителя. Д ...

Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной школы 8 вида
На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение к ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru