Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Страница 2

- Как описывается Варенъка?

(лучше сначала зачитать описание со слов «Она была в белом пла­тье .» и кончая словами «милые глаза», а потом выделить некоторые выражения: «белое платье с розовым пояском», «лайковые перчатки», сияющее, «зарумянившееся с ямочками лицо», «ласковые милые гла­за»). Выделяя детали портрета Вареньки, учащиеся самостоятельно от­мечают только то, во что она была одета, а все, что связано с выражени­ем ее лица, определяется с помощью учителя. В любом случае, как бы ни воспроизводилось описание Вареньки, следует добиваться обогаще­ния речи учащихся использованием выражений из рассказа. Надо по­мочь учащимся, чтобы они в описании внешности Вареньки поняли чувство героя.

- Какой подарок получил герой от Вареньки? (перышко от веера)

- Какое чувство вызвал этот подарок у героя? («восторг и благо­дарность»)

Учащиеся не могут вспомнить подарок и не могут без помощи учителя понять и отметить, что такой «пустяковый» подарок мог вы­звать такие восторженные чувства героя. Сказывается эмоциональная бедность чувств учащихся.

Так как с этим эпизодом связано развернутое описание чувств ге­роя, его следует выделить в пункт плана.

2. «Восторг и благодарность» героя за подарок.

И тут же уточняем душевное состояние героя.

- Каким чувствовал себя герой в этот момент?

При ответе на этот вопрос предполагается услышать рассказ о чувствах, которые появились в душе героя в это время, с использовани­ем таких слов из текста, как «весел», «доволен», «счастлив», «блажен», «добр», «существо, не знающее зла и способное на одно добро» («бла­женство» - невозмутимое счастье, «блаженный» - невозмутимо счаст­ливый). Выясняется, какое из этих всех слов повторяется и становится главным в описании чувства героя («добр», «способен на одно добро»). Учащиеся легче понимают, что герой влюблен, чем то, что душа его наполнилась чувством доброты. Очень важно зафиксировать, что в ду­ше у него было чувство доброты, которое определяет его состояние в это время. И название второго пункта плана после беседы уточняется.

2. «Восторг и благодарность» героя за подарок, «способность на одно добро».

При аналитическом чтении второй части главы необходимо целе­направленно вести учащихся к пониманию того, что восприятие героем отца и дочери слились воедино.

Когда речь пойдет об отце Вари на балу, выделяется, подчеркива­ется все прекрасное, удивительное в отце, в его внешнем виде, поведе­нии, тем сильнее будет контраст поведения полковника после бала.

- Как выглядел отец Вареньки?

И выделяются слова, которые создают очень привлекательный об­раз человека («очень красивый», «статный», «высокий и свежий старик» и т.д.). И самое главное - подчеркнуть схожесть с дочерью.

- Что общее во внешности отца и дочери? («та же ласковая, радо­стная улыбка».)

- Как он танцевал?

После пересказа того, как танцевал отец Вареньки, можно спро­сить у учащихся, какое впечатление мог произвести он на людей. Важ­но, чтобы они почувствовали, что отец Вареньки мог вызвать симпатии людей.

- С какими чувствами герой смотрел на танцующих отца и дочь? Найдите ответ в рассказе.

Стоит зачитать предложение: «Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них», а затем выяснить понима­ние выражения «с восторженным умилением» (соединение большего чувства, восхищения и нежного чувства, трогательного), обязательно подчеркиваем, что он смотрел "на них".

- Какую способность души героя раскрывает его любовь к Вареньке?

(Способность любить)

Необходимо попросить учащихся объяснить, как они понимают это состояние героя, исходя из материала рассказа («любил и хозяйку дома, и ее мужа, и гостей, и лакеев .») При этом обязательно выделить, какие чувства он испытывал к отцу Вареньки («восторженно- нежные») и почему (из-за «ласковой, похожей на нее, улыбки»). Учащиеся нахо­дят в тексте еще те места, где говориться, что герой объединял отца и дочь в одно целое, как и чувства к ним («я вижу ее в паре с отцом», «я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве»), Многократное обращение к этому восприятию отца и дочери закрепляет представление учащихся, что они для героя неразделимы, а в дальней­шем это понимание поможет понять, почему ушла любовь. Учащимся, no-первых, трудно понять, что значит «любил и хозяйку дома», они счи­тают, что эта такая же любовь, как и к Вареньке. Во-вторых, учащимся нелегко найти в тексте те места, где видно, что герой отца и дочь вос­принимает как одно целое. Здесь потребуется помощь учителя, наводя­щие вопросы и кое-какие разъяснения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Пробуждение интереса к классической литературе
Новые идеи, семена которых были заложены в самом средневековье, должны были получить ясное обозначение и развитие, когда к прежним условиям прибавилось, в 15-м веке, еще одно,—по видимым последствиям, самое важное. Мы разумеем возникшее увлечете греческой и, вообще, классической литературой, и, пож ...

Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...

Экологические особенности изучения темы «Аминокислоты»
Человеческое тело не может запасать белки, поэтому сбалансированное белковое питание требуется человеку каждый день. Взрослому человеку весом 82 кг требуется 79 г белка в день. Рекомендуется, чтобы при этом с белками поступало 10 - 12% всех калорий. L-триптофан - незаменимая аминокислота с обширным ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru