Выводом после аналитического чтения всего эпизода, связанного с танцем Вареньки и отца, может быть третий пункт плана рассказа-характеристики.
3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.
Для учащихся с нарушением интеллекта достаточно сложно раскрыть смысл этого положения, так как им надо раскрыть причинно-следственные связи, опираясь на материал рассказа, и из всего большого описания и восприятия танца выбрать только то, что объясняет чувства героя. Способствовать правильному ответу может четкость целенаправленно поставленных вопросов и ответов с выяснением причинно-следственных связей, что мы и попытались показать.
И последним заданием аналитического чтения первой главы может быть поиск повторяемого слова, которое определят общее, полное состояние души героя на балу и после него («бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло, «я был слишком счастлив»). Отсюда и четвертый пункт плана.
4. Герой «был слишком счастлив».
Такой детальный анализ первой главы нужен, чтобы учащиеся поняли психологическое состояние влюбленного счастливого героя, открытость его души для добра, любви не только к Вареньке, но и ко всем людям, тогда при чтении второй главы они сильнее почувствуют контраст событий, обстановки, внешнего вида и поведения героев.
Во второй главе есть тоже две смысловые части. Первая часть, где нарастает напряжение от описания того, что было герою «особенно мило и значительно», а в душе «пело», через восприятие непонятной ситуации к чему- то страшному, что он увидел. Вторая часть начинается со слов «Рядом с ним шел высокий военный .». Именно с этого места дается контраст картины того, что делают с солдатом за побег, как выглядит избитый солдат, и того, как выглядит полковник и что он приказывает.
Первый вопрос при аналитическом чтении второй главы еще раз подчеркивает счастливое состояние героя после бала.
- Каково первое восприятие героем города, улиц? (« .все было мне особенно мило и значительно»). Обязательно надо, чтобы учащиеся попытались объяснить это восприятие, связав его с настроением героя, о котором говорилось при аналитическом чтении первой главы.
- Что нарушило его настроение? («жесткая нехорошая музыка»)
- До этой музыки какая музыка была у него в душе? («мотив мазурки»). Учащиеся вспоминают, почему герой слышал мотив мазурки:
Варенька с отцом танцевали мазурку. И это был важно - он снова их вспомнил вместе.
- Что увидел герой? (Пересказать увиденное. Это не составляет труда).
- Как вы понимаете фразу кузнеца, объясняющую, что происходит («Татарина гоняют за побег»)?
- Как описывает автор наказание солдата за побег? Какие слова особенно подчеркивают жестокость наказания? («что- то страшное», «оголенный по пояс», «привязанный к ружьям двух солдат», «дергаясь всем телом», «то опрокидываясь назад .то падая вперед», «сморщенное от страдания лицо»).
- Как выглядела спина наказываемого? Зачитывают: «Это было что- то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Из всей беседы вытекает пункт плана к рассказу- характеристике.
5. На улице герой увидел «что-то страшное».
В этой оценке тоже появляются черты характера, герой не может принять эту жестокость. После описания несчастного избитого солдата резким контрастом будет выглядеть полковник.
- Как выглядел полковник?
Описание полковника учащиеся находят в двух местах текста:
там, где его узнал герой («ее отец со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»), и сразу после описания избитого солдата («твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника .»). С помощью учителя контраст этот надо выделить.
- Кого и за что бил полковник своей рукой? Обязательно обговариваем с учащимися, как они понимают недовольный крик полковника:
«Я тебе покажу . Будешь мазать?» И снова подчеркнуть контрастность описания (Полковник бил «своей сильной рукой» по лицу «малорослого, слабосильного солдата»).
Другая информация:
Разработка
структурных принципов представления образовательной информации в распределенной
образовательной системе
Развитие информационных технологий требует совершенствования средств и способов представления образовательной информации. Особенно это относится к представлению информации в электронном виде. Деятельность любого вуза связана с потоками образовательной информации – от профессора к студенту, от учебн ...
Структура сюжетных физкультурных занятий
С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин). Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не счита ...
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. В последние годы проблема классификации ...