Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Страница 3

Выводом после аналитического чтения всего эпизода, связанного с танцем Вареньки и отца, может быть третий пункт плана рассказа-характеристики.

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

Для учащихся с нарушением интеллекта достаточно сложно рас­крыть смысл этого положения, так как им надо раскрыть причинно-следственные связи, опираясь на материал рассказа, и из всего большо­го описания и восприятия танца выбрать только то, что объясняет чув­ства героя. Способствовать правильному ответу может четкость целена­правленно поставленных вопросов и ответов с выяснением причинно-следственных связей, что мы и попытались показать.

И последним заданием аналитического чтения первой главы мо­жет быть поиск повторяемого слова, которое определят общее, полное состояние души героя на балу и после него («бесконечно счастлив, сча­стье мое все росло и росло, «я был слишком счастлив»). Отсюда и чет­вертый пункт плана.

4. Герой «был слишком счастлив».

Такой детальный анализ первой главы нужен, чтобы учащиеся поняли психологическое состояние влюбленного счастливого героя, открытость его души для добра, любви не только к Вареньке, но и ко всем людям, тогда при чтении второй главы они сильнее почувствуют контраст событий, обстановки, внешнего вида и поведения героев.

Во второй главе есть тоже две смысловые части. Первая часть, где нарастает напряжение от описания того, что было герою «особенно ми­ло и значительно», а в душе «пело», через восприятие непонятной си­туации к чему- то страшному, что он увидел. Вторая часть начинается со слов «Рядом с ним шел высокий военный .». Именно с этого места дается контраст картины того, что делают с солдатом за побег, как вы­глядит избитый солдат, и того, как выглядит полковник и что он прика­зывает.

Первый вопрос при аналитическом чтении второй главы еще раз подчеркивает счастливое состояние героя после бала.

- Каково первое восприятие героем города, улиц? (« .все было мне особенно мило и значительно»). Обязательно надо, чтобы учащиеся попытались объяснить это восприятие, связав его с настроением героя, о котором говорилось при аналитическом чтении первой главы.

- Что нарушило его настроение? («жесткая нехорошая музыка»)

- До этой музыки какая музыка была у него в душе? («мотив ма­зурки»). Учащиеся вспоминают, почему герой слышал мотив мазурки:

Варенька с отцом танцевали мазурку. И это был важно - он снова их вспомнил вместе.

- Что увидел герой? (Пересказать увиденное. Это не составляет труда).

- Как вы понимаете фразу кузнеца, объясняющую, что происхо­дит («Татарина гоняют за побег»)?

- Как описывает автор наказание солдата за побег? Какие слова особенно подчеркивают жестокость наказания? («что- то страшное», «оголенный по пояс», «привязанный к ружьям двух солдат», «дергаясь всем телом», «то опрокидываясь назад .то падая вперед», «сморщенное от страдания лицо»).

- Как выглядела спина наказываемого? Зачитывают: «Это было что- то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не пове­рил, чтобы это было тело человека».

Из всей беседы вытекает пункт плана к рассказу- характери­стике.

5. На улице герой увидел «что-то страшное».

В этой оценке тоже появляются черты характера, герой не может принять эту жестокость. После описания несчастного избитого солдата резким контрастом будет выглядеть полковник.

- Как выглядел полковник?

Описание полковника учащиеся находят в двух местах текста:

там, где его узнал герой («ее отец со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»), и сразу после описания избитого солдата («твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника .»). С помощью учителя контраст этот надо выделить.

- Кого и за что бил полковник своей рукой? Обязательно обгова­риваем с учащимися, как они понимают недовольный крик полковника:

«Я тебе покажу . Будешь мазать?» И снова подчеркнуть контрастность описания (Полковник бил «своей сильной рукой» по лицу «малоросло­го, слабосильного солдата»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, б) разветвленные программы Н. Краудера. 1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на осн ...

Цель, задачи, методика исследования условий обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении образования детей
В данном разделе представлена методика констатирующего эксперимента, цель которого - изучение условий обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования. Для достижения цели были определены следующие задачи: 1) разработать и апробировать методики исследов ...

Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru