Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида

В настоящее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования, она необходима в настоящее время, потому что происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения, особенно письменной речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно сущест­вовать не может: письменная речь используется и в государственной дея­тельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, личной жизни человека.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что напи­сано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для со­циальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы 8 вида особенно.

Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, проблема остается актуальной, что и обусловило выбор темы.

Процесс становления и развития связной письменной речи у умственно отсталых детей изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации ус­воения письменной речи.

Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посред­ство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном про­изнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной ре­чью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического со­провождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она не имеет. Именно поэтому развитие связной письменной речи жизненно необходимо у детей с нарушением интеллектуального развития.

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллек­та. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них ока­зываются несформированными в той или иной степени все операции ре­чевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потреб­ности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличе­ние полученного результата с предварительным замыслом, его соответст­вие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с на­рушением интеллекта являются стойкими.

Актуальность работы. Данная тема мало изучена и практически не имеет отражение в специальной методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной письменной речи, но практически нет рекомендаций по развитию письменной речи у детей с нарушением интеллектуального развития.

Целью работы является анализ способов и методов развития связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых школьников, разработка системы заданий и упражнений на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Объект – методика чтения и развития речи у умственно отсталых школьников старших классов.

Предметом нашего исследования является развитие связной пись­менной речи у учащихся старших классов.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Проанализировать особенности развития речи у умственно отсталых детей;

Выявить специфику и необходимость развития связной письменной речи;

Изучить формирование связной письменной речи у учащихся старших классов в процессе работы над сочинением-описанием, характеристикой литературного героя;

Описать результаты практической работы по развитию связной письменной речи при изучении конкретных литературных произведений на уроках чтения в старших классах.

Основными методами работы были:

изучение и анализ психолого-педагогической, методической филологической литературы по избранной теме;

наблюдение за процессом обучения школьников на уроках чтения в специальной коррекционной школе 8 вида;

обобщение опыта учителей специальной (коррекционной) школы 8 вида;

изучение психолого-педагогической документации, характеризующей здоровье и развитие учащихся; анализ упражнений и заданий, выполненных учащимися.

Другая информация:

Учреждения общего образования
Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; ц ...

Первые христианские школы
В первые времена, как мы знаем, христианские общины не могли иметь собственных, с полным образовательным курсом, школ. Христиане должны были получать научное образование в языческих школах, — у грамматиков и риторов. Это продолжалась до 6-го века, когда языческие школы начали уже закрываться, а цер ...

Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования
Индивидуальная консультация – одна из форм работы в области профессионального консультирования, ориентированная на отдельного человека. Как процесс активного взаимодействия консультанта с клиентом, с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения она является основным вид ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru