Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми » Сущность дошкольной педагогики

Сущность дошкольной педагогики

Страница 1

Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это отношение имеет несколько аспектов: философский, идеологический, психолого-педагогический, социально-экономический. Остановимся на данных аспектах подробнее.

В основе любой педагогической системы всегда лежат определенные философские представления о человеке, та или иная философская антропология. В этих представлениях в самых общих чертах находят отражение такие важные вопросы, как место человека в мире, его сущность, истоки его способностей, его "строение", уровни его функционирования и т. д. Все это задает направление в развитии человека, определяет закономерности его формирования, которые становятся ориентирами для педагогики. Особую важность философские основания имеют для начальных этапов становления человека, когда складываются наиболее фундаментальные личностные качества, определяющие дальнейший ход его развития. Философские основания той или иной педагогической системы могут быть представлены более или менее развернуто или могут даже не упоминаться, но в осознанной или неосознанной форме они всегда присутствуют и задают стратегию педагогического процесса. Так, в одних педагогических системах главные человеческие способности и индивидуальность человека рассматриваются как изначально заложенные природой или Богом; соответственно задача воспитания состоит в том, чтобы оберегать этот изначальный потенциал и не мешать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт общественных отношений или социального научения, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребенком существующих в обществе норм и правил поведения.

С философскими представлениями о человеке тесно связан идеологический аспект воспитания, который задает его цели и ценности. Каждая педагогическая система всегда основана на тех или иных ценностных установках, которые приняты в обществе и определяют конечные цели образования. Например, в западных демократических странах, где главными ценностями являются свобода и ответственность, образование направлено на воспитание независимости и ответственности за свои действия, воспитание способности работать самостоятельно и индивидуально. В восточных странах на первый план выходят такие ценности, как общность, умение работать в коллективе, ориентироваться на общие цели.

Образование человека — процесс сложный и многоаспектный, включающий такие линии развития, как умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, нравственное, коммуникативное и др. Какие из этих линий являются наиболее важными и ценными? Что составляет главную цель педагогического процесса, а что считается второстепенным? Все это определяется идеологией общества или идеологическими установками конкретного автора той или иной педагогической системы. Однако даже в тех случаях, когда целью воспитания провозглашается всестороннее и гармоничное развитие личности (как, например, было в государственной программе советского дошкольного образования), какие-то определенные линии развития превалируют. В советской системе явный приоритет отдавался умственному воспитанию (по методической оснащенности, по проработанности, по времени и вниманию, которое уделялось этой линии развития). В последние годы, когда в нашей стране произошла смена идеологических установок, в дошкольном образовании предпочтение отдается личностно-ориентированной педагогике. Первостепенными становятся гуманизация и гуманитаризация образования, уважение к личности ребенка, организация общения с детьми, вариативность педагогических систем и пр. В то же время каждая программа дошкольного воспитания формулирует и обосновывает свои цели и задачи образования, которые определяют приоритетные направления в образовании и конкретные психолого-педагогические методы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Специфика работы Центра детского творчества г. Мозыря
Основным учреждением дополнительного образования в г. Мозыре является Центр детского творчества (ЦДТ). Принципами работы всех учреждений дополнительного образования и Мозырского ЦДТ в том числе являются: принцип добровольности; личностно и социально значимый характер; опора на инициативу и самодеят ...

Французские мыслители-реформаторы. Характерные черты в выражении их идей
Уже из биографии Рамуса мы могли видеть, как и во Франции пробиваются новые искания и в области религии, и в области науки. Но здесь, в сознании общества, еще прочно живут старые, правящие начала, в религии — католицизм, в науке — схоластика. Ни религиозная реформация, ни гуманистическое брожение в ...

Задачи и содержание экономического образования школьников
Опыт экономической подготовки школьников последних десятилетий наиболее полно удалось обобщить в «Концепции развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе», которая ведущей идеей считает обращение к человеку, подготовку каждого учащегося к жизни и деятельност ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru