Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми » Сущность дошкольной педагогики

Сущность дошкольной педагогики

Страница 1

Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это отношение имеет несколько аспектов: философский, идеологический, психолого-педагогический, социально-экономический. Остановимся на данных аспектах подробнее.

В основе любой педагогической системы всегда лежат определенные философские представления о человеке, та или иная философская антропология. В этих представлениях в самых общих чертах находят отражение такие важные вопросы, как место человека в мире, его сущность, истоки его способностей, его "строение", уровни его функционирования и т. д. Все это задает направление в развитии человека, определяет закономерности его формирования, которые становятся ориентирами для педагогики. Особую важность философские основания имеют для начальных этапов становления человека, когда складываются наиболее фундаментальные личностные качества, определяющие дальнейший ход его развития. Философские основания той или иной педагогической системы могут быть представлены более или менее развернуто или могут даже не упоминаться, но в осознанной или неосознанной форме они всегда присутствуют и задают стратегию педагогического процесса. Так, в одних педагогических системах главные человеческие способности и индивидуальность человека рассматриваются как изначально заложенные природой или Богом; соответственно задача воспитания состоит в том, чтобы оберегать этот изначальный потенциал и не мешать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт общественных отношений или социального научения, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребенком существующих в обществе норм и правил поведения.

С философскими представлениями о человеке тесно связан идеологический аспект воспитания, который задает его цели и ценности. Каждая педагогическая система всегда основана на тех или иных ценностных установках, которые приняты в обществе и определяют конечные цели образования. Например, в западных демократических странах, где главными ценностями являются свобода и ответственность, образование направлено на воспитание независимости и ответственности за свои действия, воспитание способности работать самостоятельно и индивидуально. В восточных странах на первый план выходят такие ценности, как общность, умение работать в коллективе, ориентироваться на общие цели.

Образование человека — процесс сложный и многоаспектный, включающий такие линии развития, как умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, нравственное, коммуникативное и др. Какие из этих линий являются наиболее важными и ценными? Что составляет главную цель педагогического процесса, а что считается второстепенным? Все это определяется идеологией общества или идеологическими установками конкретного автора той или иной педагогической системы. Однако даже в тех случаях, когда целью воспитания провозглашается всестороннее и гармоничное развитие личности (как, например, было в государственной программе советского дошкольного образования), какие-то определенные линии развития превалируют. В советской системе явный приоритет отдавался умственному воспитанию (по методической оснащенности, по проработанности, по времени и вниманию, которое уделялось этой линии развития). В последние годы, когда в нашей стране произошла смена идеологических установок, в дошкольном образовании предпочтение отдается личностно-ориентированной педагогике. Первостепенными становятся гуманизация и гуманитаризация образования, уважение к личности ребенка, организация общения с детьми, вариативность педагогических систем и пр. В то же время каждая программа дошкольного воспитания формулирует и обосновывает свои цели и задачи образования, которые определяют приоритетные направления в образовании и конкретные психолого-педагогические методы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Организация работы по использованию наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
Одним из центральных понятий начального курса математики является понятие натурального числа. Оно трактуется как количественная характеристика класса эквивалентных множеств. Это понятие раскрывается на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами. При изучении ...

Анализ результатов исследования связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В процессе обследовании связной речи на первом этапе эксперимента детям предлагалось выполнить три задания (составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине), после чего данные рассказы анализировались по следующим критериям: употребление простых предложений (распространённых ...

Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физически ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru