- музыкально-ритмическое чувство – способность активно (в движении) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Эти три способности не исчерпывают всего комплекса музыкальных способностей, которые мы назвали общей музыкальностью. Однако они образуют ядро музыкальности. При этом главный признак музыкальности проявляется в переживании музыки как выражения некоторого содержания. Основные же носители содержания в музыкальном искусстве это звуковысотное и ритмическое движения.
Воспитание музыкальной культуры невозможно без развития музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность формирования каждой из них в отдельности.
Звуковысотный слух и чувство лада развиваются путем:
- восприятия выразительной сущности регистров;
- восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознания выразительной сущности направления движения мелодии;
- последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов;
- формирования представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам);
- формирования представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи;
- формирования представлений о ладе и его разновидностях;
- определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;
- осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя;
- осознания значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.
Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке осуществляется в процессе:
- движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах;
- различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах);
- восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;
- усвоения ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц ( и ), при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; на сочетании , ритм которого ребята могут легко прохлопать, а затем осмыслить;
- последующего осознания длительностей и пауз, формирования представлений об их записи (на основе живой музыки, исполняемой в пении, игре на инструментах, движениях);
- восприятия и воспроизведения характерных ритмов в размерах 24; 34 и 44. На примере танцевальной, маршевой музыки, с помощью танцевальных движений, элементов дирижирования;
- осознания выразительной и изобразительной сущности ритма при исполнении танцевальных движений, например дробного шага, партий ритмического сопровождения к песням, пьесам, передающим цоканье копыт, тиканье часов и т.д.
Развитие внутреннего ритмического слуха происходит через запоминание разных ритмических фигур, например, в процессе исполнения к пьесам ритмического сопровождения, построенного на остинатной фигуре.
Формированию понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности способствует:
- пение в ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном – в маршевых произведениях и др.;
- определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;
- осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.
Чувство формы понимается как комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознания композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности:
Другая информация:
Лекция
Итак, лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера; главное звено дидактического цикла обучения. Является традиционной формой для высшей школы, где на её основе форм ...
Появление фразеологизмов
Фразеология – одно из самых ярких средств языка, “жемчужина русской речи”. Метафоричность, эмоциональность, оценочность фразеологизмов придают любому высказыванию необыкновенную выразительность. Фразеологические единицы употребляются для более остроумного, меткого оформления мыслей в разговорной ре ...
Методика обучения иноязычному общению на основе метода
проектов
Технология проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факт ...