- музыкально-ритмическое чувство – способность активно (в движении) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Эти три способности не исчерпывают всего комплекса музыкальных способностей, которые мы назвали общей музыкальностью. Однако они образуют ядро музыкальности. При этом главный признак музыкальности проявляется в переживании музыки как выражения некоторого содержания. Основные же носители содержания в музыкальном искусстве это звуковысотное и ритмическое движения.
Воспитание музыкальной культуры невозможно без развития музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность формирования каждой из них в отдельности.
Звуковысотный слух и чувство лада развиваются путем:
- восприятия выразительной сущности регистров;
- восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознания выразительной сущности направления движения мелодии;
- последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов;
- формирования представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам);
- формирования представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи;
- формирования представлений о ладе и его разновидностях;
- определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;
- осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя;
- осознания значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.
Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке осуществляется в процессе:
- движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах;
- различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах);
- восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;
- усвоения ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц ( и ), при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; на сочетании , ритм которого ребята могут легко прохлопать, а затем осмыслить;
- последующего осознания длительностей и пауз, формирования представлений об их записи (на основе живой музыки, исполняемой в пении, игре на инструментах, движениях);
- восприятия и воспроизведения характерных ритмов в размерах 24; 34 и 44. На примере танцевальной, маршевой музыки, с помощью танцевальных движений, элементов дирижирования;
- осознания выразительной и изобразительной сущности ритма при исполнении танцевальных движений, например дробного шага, партий ритмического сопровождения к песням, пьесам, передающим цоканье копыт, тиканье часов и т.д.
Развитие внутреннего ритмического слуха происходит через запоминание разных ритмических фигур, например, в процессе исполнения к пьесам ритмического сопровождения, построенного на остинатной фигуре.
Формированию понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности способствует:
- пение в ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном – в маршевых произведениях и др.;
- определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;
- осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.
Чувство формы понимается как комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознания композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности:
Другая информация:
Современные классификации методов обучения
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания. Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально ...
Различные подходы к определению понятия «билингвизм»
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...
Особенности системы образования Пензенской области
Сегодня система образования Пензенской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреж ...