- музыкально-ритмическое чувство – способность активно (в движении) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Эти три способности не исчерпывают всего комплекса музыкальных способностей, которые мы назвали общей музыкальностью. Однако они образуют ядро музыкальности. При этом главный признак музыкальности проявляется в переживании музыки как выражения некоторого содержания. Основные же носители содержания в музыкальном искусстве это звуковысотное и ритмическое движения.
Воспитание музыкальной культуры невозможно без развития музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность формирования каждой из них в отдельности.
Звуковысотный слух и чувство лада развиваются путем:
- восприятия выразительной сущности регистров;
- восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознания выразительной сущности направления движения мелодии;
- последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов;
- формирования представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам);
- формирования представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи;
- формирования представлений о ладе и его разновидностях;
- определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;
- осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя;
- осознания значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.
Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке осуществляется в процессе:
- движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах;
- различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах);
- восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;
- усвоения ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц ( и ), при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; на сочетании , ритм которого ребята могут легко прохлопать, а затем осмыслить;
- последующего осознания длительностей и пауз, формирования представлений об их записи (на основе живой музыки, исполняемой в пении, игре на инструментах, движениях);
- восприятия и воспроизведения характерных ритмов в размерах 24; 34 и 44. На примере танцевальной, маршевой музыки, с помощью танцевальных движений, элементов дирижирования;
- осознания выразительной и изобразительной сущности ритма при исполнении танцевальных движений, например дробного шага, партий ритмического сопровождения к песням, пьесам, передающим цоканье копыт, тиканье часов и т.д.
Развитие внутреннего ритмического слуха происходит через запоминание разных ритмических фигур, например, в процессе исполнения к пьесам ритмического сопровождения, построенного на остинатной фигуре.
Формированию понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности способствует:
- пение в ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном – в маршевых произведениях и др.;
- определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;
- осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.
Чувство формы понимается как комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознания композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности:
Другая информация:
Кабинет истории. Санитарно-гигиенические требования
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение". Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта. В помещении должно быть боковое левостор ...
Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...
Методические особенности применения упражнений при формировании лексических
умений и навыков учащихся 7 класса
Изучив и проанализировав сложившуюся ситуацию по проблеме исследования, можно прийти к выводу, что необходимым является создание сборника упражнений. В процессе исследовательской деятельности, мы выявили наличие литературы теоретического характера, рекомендаций и разработок по данной проблеме сущес ...