В современной методической литературе представлены разнообразные комплексы артикуляционной гимнастики. Для детей раннего возраста наиболее приспособлены игры и упражнения, представленные в работах М.А. Поляковой, В.А. Жаровой, Е.М. Косиновой, Н.В. Нищевой и др.
Технологии формирования просодических компонентов речи. Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.
Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.Чешский исследователь детской речи Милослав Зееман писал, что для детей раннего возраста музыкальные качества речи имеют большее значение, нежели звуковое оформление слова. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям. Например: Лексическая тема: человек, кукла как модель человека; вызываемый звук - А. На этом занятии детям предлагается игра «укачиваем кукол». Дети укачивают кукол с одновременным пропеванием гласного «А-А-А». Взрослый: Споем куколкам ласковую песенку. Дети пропевают гласный звук «А-А-А» с мягкой голосовой атакой на длительном речевом выдохе.
Технологии развития слухового восприятия. Умение сосредотачиваться на звуке – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый от природы слух. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Дети раннего возраста различают неречевые звуки: по способу воспроизведения; по темпу повторяющихся звуковых сигналов; по их ритму; по силе звуковых раздражителей; по долготе звучания.
Работа по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста осуществляется по четырем основным разделам:
воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
игры со звучащими игрушками;
воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
формирование фонематического восприятия.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь детей поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыши могут выполнять простые инструкции, понимают слово, пользуются указательным жестом. С помощью дыхательной гимнастики, устанавливается координация фонации, дыхания и артикуляции, необходимая для достижения произвольных и устойчивых вокализов. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления детей о самом себе, о своем теле, навыки общения.
Кроме описанных выше традиционных игровых технологий, используемых в логопедической работе с детьми раннего возраста, продолжают разрабатываться инновационные технологии. Так, М.И. Лынской предложены игры с ароматами для детей раннего возраста, которые способствуют активации связей в зонах головного мозга, расположенных в непосредственной близости с речевыми, что позволяет активизировать первичный детский лексикон. Широкое распространение получили комплексы игр и упражнений, а также комплексы логопедического массажа с применением шарика су-джок и т.д. Таким образом, продолжается активный поиск новых эффективных игровых технологий, которые бы способствовали предупреждению дефектов звукопроизношения у детей раннего возраста.
Другая информация:
Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год
В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции–2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приорит ...
Содержание и современные требования к организации контроля
В условиях большей самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание администра ...
Организационные
решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля
знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...