развитие общей и мелкой моторики (пальчиковые игры, кинезитерапия, гидрогимнастика, су-джок терапия и т.д.);
развитие звуковой культуры речи (дидактические игры и упражнения, потешки, песенки, рифмованные загадки и т.д.);
развитие слухового восприятия (музыкальные, интерактивные игры);
развитие артикуляционной моторики (логопедический массаж, точечный массаж, искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ), артикуляционная гимнастика и т.д.)
Технологии развития мелкой моторики. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, И. B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Различные варианты пальчиковых игр для детей 2-3 лет представлены в методических пособиях Е.А. Янушко, Е.А. Косиновой, Е.В. Колесниковой, В.М. Акименко, Г.М. Ляминой и др. Педагоги-новаторы постоянно предлагают новые игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики детей раннего возраста. Так, Ю.А. Фадеева разработала игровой пальчиковый тренинг с использованием пластмассовых бельевых прищепок разного цвета, размера и формы. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. В практику работы групп для детей раннего возраста также внедряются различные приемы кинезетерапии, гидрогимнастики и т.д. Гидрогимнастика – это прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.
Технологии развития артикуляционной моторики. Применяются в логопедической работе при коррекции звукопроизношения на любом возрастном этапе. Применение их в раннем возрасте способствует развитию мышц артикуляционного аппарата, что будет служить предупреждением дефектов звукопроизношения. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Для занятий дома с родителями предлагается артикуляционная гимнастика, тем более что в раннем и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукраным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научиться правильно выполнять все движения, зеркало можно убрать. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу вареньем или медом в зависимости от того, что любит ребенок.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку».
Другая информация:
Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах
гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...
Динамика развития речи у детей в раннем возрасте
До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнок перед произношением различных слов проходи ...
Виды кукольных театров
Среди театров кукол различают три основных типа: I. Театр верховых кукол управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах такого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не срываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. В таких театрах используются перчаточные ...