Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
В данном определении четко выделяются два взаимосвязанных диагностических критерия: психолого-педагогический (стойкое нарушение познавательной деятельности) и клинический (органическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному пониманию сущности умственной отсталости.
Умственная отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной деятельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.
Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.
Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам. Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями) обусловлено примерно ¾ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей.
Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболе распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.
В современной психиатрической и психолого-педагогической литературе к умственной отсталости относят два состояния нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию. Вычленение их в картине слабоумия дает возможность ответить на такие вопросы: когда возникает умственная отсталость, какие особенности психического развития выявляются при олигофрении и деменции, какие признаки являются отличительными и общими.
Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5—2 года).
Психологическая характеристика олигофрении сводится к необратимому общему психическому недоразвитию с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта—слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логического мышления. Клиническая характеристика исключает наличие текущего болезненного процесса в нервной системе.
Дебильность—относительно легкая степень недоразвития интеллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности являются основным контингентом специальной (коррекционной) школы 8 вида. Они усваивают на доступной им уровне определенный круг знаний по общеобразовательным предметам, овладевают несложной профессией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности. В специальной (коррекционной) школе 8 вида для учащихся в степени дебильности организуются простейшие, но разнообразные по содержанию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, страдающих дебильностью, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последовательность действий при решении примеров. Память умственно отсталых школьников характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем что у дебилов мышление носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочетается незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некритичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий.
Другая информация:
Психологические особенности
формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Анализ готовности личности к любому виду деятельности показывает необходимость формирования ее способностей. Данной проблеме посвящены многочисленные научные исследования. Так, в исследованиях Е.И. Роговой, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Б.М. Теплова и др. отмечается, что способности представляют ...
Половое воспитание в семье
В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами входят те, что определяются полом. Современна я наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психи ...
Структура сюжетных физкультурных занятий
С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин). Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не счита ...