Материалы » Значение индивидуальных профконсультаций в выборе профессии учащимся » Изучение учащихся в целях содействия профессиональному самоопределению

Изучение учащихся в целях содействия профессиональному самоопределению

Страница 3

Выбор профессии подразумевает ответ на вопрос не только “Как я буду зарабатывать себе на жизнь ?”, но и “Как я собираюсь распорядиться своей жизнью ? “

Для молодых людей, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению общества, в котором живут, выбор профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом, они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными.

Другие же, стараясь быть “практичными”, выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор обоснован, прежде всего, экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, знаниями и навыками.

К тому же, поиски призвания могут становиться способом показать окружающим свою “взрослость”, финансовую независимость, свободу от родительской опеки и готовность жить самостоятельно. Работа воспринимается как дверь, ведущая в мир взрослых.

Однако иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают.

В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких – то выгод. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку своих целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющей смысл, приносящей удовлетворение работе.

Малая часть подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых в жизни взрослых, и ценностей общества приводит таких молодых людей к мысли, что, максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравиться. Иногда это означает вообще ничего не делать, в других случаях – это самозабвенное погружение в работу, позволяющую полностью себя реализовать, даже если совершенно не приносит денег.

Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных социальных условиях. В 30–60–х годах в нашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-х годах – гуманитарные, в 90-х – коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста юриста, переводчика, социолога, психолога.

В.И. Журавлёв показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которого осуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими помощниками. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми. Один из вариантов – прямое наследование профессии: сын или дочь принимает дело родителей, продолжение семейного бизнеса представляется более лёгким и мудрым решением, чем начало своего собственного.

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Несомненно, воздействует и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции. Примерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адвокатов выбирают юридическую карьеру – процент значительно более высокий, чем при случайном выборе.

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения в определённой школе или специализации в колледже, на приобретении указанной ими профессии. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов или желаний своих детей, могут обречь их на всю жизнь заниматься делом, к которому они совершенно не приспособлены.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов
Восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом. В восприяти ...

Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родит ...

Целостный подход
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Действит ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru